Транспорт - как значительный источник шума. Основные средства борьбы с шумом, что применяют в Украине и за рубежом


Транспорт - как значительный источник шума

Необходимость транспорта в наше время не вызывает ни одного сомнения. Транспортные средства имеют большое позитивное влияние на экономику страны, создают удобство и комфорт для людей. Развитие транспорта, повышения его роли в жизни людей сопровождается не только позитивным эффектом, но и негативными последствиями, в частности, высоким уровнем аварийности транспортных мероприятий, создания шума от транспортных средств.

В качестве наиболее распространенного в современных городах источника шума выступает транспорт (практически все его виды: железнодорожный, автомобильный, авиационный, метрополитен и тому подобное).

Шумовое загрязнение окружающей среды все время растет. Особенно это касается крупных городов. Опрос жителей городов доказал, что шум тревожит больше 50% опрошенных. Причем, в последние десятилетия уровень шума вырос в 10-15 раз.

Шум — один из видов звука, который называют «нежелательным» звуком. Как известно из физики, процесс распространения колебательного движения в среде называется звуковой волной, а область среды, в которой распространяются звуковые волны, — звуковым полем. Различают такие виды шума :

* ударный (штампование, ковка);

* механический (трение, битье);

* аэродинамический (в аппаратах и трубопроводах при больших швидкос-тях движения воздуха).

Основными физическими характеристиками звука являются: * частота /(Гц),

* звуковое давление Р (Па), * интенсивность или сила звука / (Вт/м2),

* звуковая мощность 1О (Вт). Скорость распространения звуковых волн в атмосфере при 20°С представляет 344 м/с. Как было сказано раньше в разделе 2, органы слуха человека воспринимают звуковые колебания в интервале частот от 16 до 20 000 Гц. Но некоторые из звуков не воспринимаются органами слуха человека : колебание с частотой ниже 16 Гц — инфразвуки, с частотой выше 20 000 Гц — ультразвуки.

* Минимальная интенсивность звука, которую человек чувствует, называется порогом чувствительности.

У разных людей он разный и потому условно за порог чувствительности берут звуковое давление, которое равняется 2*10-5 Н/м2 (ньютон на метр квадратен) при стандартной частоте 1000 Гц. При этой частоте порог чувствительности И0 = 1012 вт/м2, а соответствующее ему давление Ро = 2*10-5 Па. Максимальная интенсивность звука, при которой ухо начинает чувствовать болезненные ощущения, называется порогом болезненного ощущения, равняется 102 вт/м2, а соответствующее ей звуковое давление Р = 2*102 Па.

Изменения интенсивности звука и звукового давления, которые слышит человек, огромны и представляют соответственно 1014 и 107 раз, потому оперировать такими большими числами неудобно. Для оценки шума принято измерять его интенсивность и звуковое давление не абсолютными физическими величинами, а логарифмами отношений этих величин до условного нулевого уровня, который отвечает пороговые чувствительности стандартного тона частотой 1000 Гц. Эти логарифмы отношений называют уровнями интенсивности и звукового давления и выражают в белах (Б). Единица измерения «бел» названа в честь изобретателя телефона А.Белла (1847-1922 pp.). Поскольку орган слуха человека способен различать изменения уровня интенсивности звука на 0,1 Б, то для практического использования удобнее является единица в 10 раз меньшая — децибел (дБ).

Надо помнить, что бел — это логарифм отношения двух одноименных физических величин, и тогда не будут возникать ошибки при сравнении разнообразных звуков за ИХ интенсивностью (уровнем). Например, если тихий шелест листьев оценивается в 1 дБ, а гласный разговор в 6,5 дБ, то отсюда не выплывает, что речь превышает за громкостью шелест листьев в 6,5разив. В соответствии с Белла получаем, что речь более «громка» шелеста листьев в 316 000 раз (106,5/101 = 105,5 = 316000). Последнее является наглядной иллюстрацией закона Вебера — Фетера.

Использование логарифмической шкалы для измерения шума позволяет вкладывать большой диапазон значений — Ии Р в сравнительно небольшой интервал размеров от 0 до 140 дБ. В табл. 3.1 приведено разнообразные «производители шума».





Вернуться назад