Криминогенно-правовая характеристика террористического акта


2. Насильственные действия и угроза ими при совершении терроризма направлены на неопределенное количество невинных жертв, тогда как при совершении террористического акта жертва насилия сурово персонифицирована. В частности, такое утверждение является правильным для ранних стадий развития терроризма, однако современные террористы не всегда намереваются убить конкретную персону - они стремятся путем насилия дестабилизировать, запугать общество и власть, убивая рядовых граждан, тех, кто очутился рядом с объектом террористического акта. Так последние наиболее серьезные и численные за жертвами насильственные действия, направленные на неопределенное количество жертв, о чем свидетельствует четкий выбор объектов террористических актов : взрывы в Токийском и Парижском метро, взрывы посольств США в Кении и Танзании, взрывы в Москве и Международном Торговом Центре в Америке.3. Терроризм всегда вчинюеться общеопасным способом - путем взрывов, поджогов, других общеопасных действий, а террористический акт - способом, опасным, как правило лишь для конкретного лица, но не для окружающих. С такой мыслью трудно согласиться. Из оценки количества жертв от террористических актов последних лет можно сделать вывод, что террористы, совершая конкретный террористический акт претендуют на значительную огласку, на резонанс в СМИ, который будет тем больше, чем большее количество жертв и потерпевших, когда создается обстановка паники и страха среди населения, и в этом оказывается циничная, преступная суть теракта, в котором находит проявление такое сложное явление, как терроризм. Дальше В.Емельянов делает вывод, что террористический акт и акт терроризма могут сбегаться по объему. Это происходит тогда, когда террористический акт относительно конкретного лица совершается общеопасным способом и понятие "террористический акт" и "терроризм" в своей совокупности есть более общее понятие - "терроризм в широком понимании".

Можно допустить, что В.Емельянов в своих утверждениях опирается на анализе КК РФ и проекте нового КК Республики Беларусь, где действительно размежеванная ответственность за терроризм (ст. 205 КК РФ) и за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное с целью прекращение его государственной или другой политической деятельности или с целью мести за такую деятельность(ст. 277 КК РФ). Однако заметим, что второе из указанных посягательств не является террористическим актом в полном понимании. Здесь может идти речь о политическом убийстве или преступлении террористической направленности.

С этой позиции уместно выразить мнение о том, что более целесообразно было бы закрепить в новом Криминальном законодательстве Украины ответственность за такое конкретное проявление терроризма, как делание террористического акта, а именно совершение взрывов, поджогов или других действий, которые создавали опасность гибели людей или причинения значительного имущественного вреда или других тяжелых последствий, если такие действия были совершенны с целью нарушения общественной безопасности, запугивания населения или влияния на принятие или содержание от принятия решений органами государственной власти или местного самоуправления в интересах виновных, а также угроза совершения отмеченных действий с той же целью (террористический акт).

Криминализация такого опасного деяния, как терроризм, и установление ответственности за формы его проявления - то ли террористический акт, террористическая деятельность, создание террористической организации или группы, финансирование или другая поддержка террористической деятельности - является значительным шагом на пути борьбы с одной из самых серьезных угроз мира и спокойствия человечества.

Рядом с криминализацией терроризма, и с этим соглашаются все ученые, которые изучают эту проблему, должен быть принятый пакет нормативно-правовых актов, которые бы определяли правовые и организационные положения борьбы с терроризмом, порядок функционирования государственных органов в борьбе с проявлениями террористической деятельности. По этому поводу стоит обратить внимание на международный опыт законодательного закрепления борьбы с терроризмом. В Израиле, США, Российской Федерации и ряду других стран, которые столкнулись с этой проблемой, приняты базовые законы об антитеррористической деятельности, которые определяют основные принципы борьбы с терроризмом, субъектов борьбы с этим преступлением и их функции и компетенцию, порядок проведения антитеррористических операций, а также определяют перечень террористических организаций мира для осуществления миграционного контроля за иностранцами, которые являются членами террористических организаций или их представителями.

Украины не может быть в стороне такой важной проблемы, и принятие в ближайшее время нового Криминального Кодекса с четко определенным понятийным аппаратом является эффективным шагом на пути борьбы с терроризмом.

2. Правовая характеристика террористического акта

Терроризм - общественно опасная деятельность, которая заключается в сознательном, целеустремленном применении насилия путем захвата заложников, поджогов, убийств, пыток, запугивания населения и органов власти или других посягательств на жизнь или здоровье ни в чем не виноватых людей или угрозы совершения преступных действий с целью достижения преступных целей.





Вернуться назад