«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Главная - Безопасность жизнедеятельности - «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

1. Психологические факторы опасности

В процессе своей деятельности человек использует не только свои физические возможности, но и тратит значительные психологические усилия, такие как особенности характера, волю, умственные способности и тому подобное.

Опасные факторы, предопределенная особенностями физиология и психология человека, называются психофизиологическими.

Психофизиологические опасности в современном мире являются факторами целостности или расстройства, стойкости или дисгармонии, спокойствия или тревоги, успеха или неудач, физического и морального благополучия. На сегодня не существует ни одного фактора психофизиологических опасностей, который не влиял бы на человека. Каждый из этих факторов в зависимости от длительности действия можно отнести к постоянным или временным.

Психофизиологическими факторами потенциальной опасности постоянного действия следует считать:

1) недостатки органов ощущения (дефекты зрения, слуха и тому подобное);

2) нарушения связей между сенсорными и проворными центрами, внас-лидок Чего человек не способен реагировать адекватно на те или другие изменения, которые воспринимаются органами ощущения;

3) дефекта координации движений (особенно сложных движений и операций, приемов и тому подобное);

4) повышенная эмоциональность;

5) отсутствие мотивации к трудовой деятельности (незаинтересованность в достижении целей, недовольства оплатой труда, монотонность труда, отсутствие познавательного момента, то есть неинтересная работа, и тому подобное).

Психофизиологическими факторами потенциальной опасности временного действия являются:

1) недостаточность опыта (появление вероятной ошибки, неверные действия, напру-ження нервно-психической системы, опасение допустить ошибку);

2) неосторожность (может привести к поражению не только отдельного человека, но и всего коллектива);

3) усталость (различают физиологичное и психологическое утомление);

4) эмоциональных явления (особенно конфликтные ситуации, душевные стрессы, связанные с бытом, семьей, друзьями, керивництвом/.

Деятельность человека можно разделить на две категории — физическую и умственную.

Физическая деятельность — деятельность, связанная с конкретными предметными действиями (например, перевозка груза, инструментальное производство и тому подобное).

Умственная деятельность связана с психическими процессами, во время которых человек планирует свои действия, оперируя обидами и языковыми символами.

Человек в деятельности выступает как личность, которая имеет определенные мотивы и намечены цели. В качестве мотивов могут выступать потребности, чувства и тому подобное. Для осуществления деятельности необходимо иметь объект деятельности, внутренние побуждения, а также соотношения побуждений и целей человека, которые она хочет достичь в результате своей деятельности. Например, человека к деятельности побуждает или личное обогащение (удовлетворение личных потребностей), или невозможность физического существования без деятельности.

В отличие от физической, умственная деятельность сопровождается мен-шими расходами энергетических запасов, но это не значит, что она является легкой. В качестве основного рабочего органа во время такого вида деятельности выступает мозг. Во время умственной деятельности «значительно активизируются аналитические и синтетические функции ЦНС, »усложняется прием и переработка информации, +возникают функциональные связки, новые комплексы условных рефлексов, +растет роль функций внимания, памяти, напряжения зрительного и слухового анализаторов и нагрузки на них. Для умственной деятельности характерные *напряжения внимания, *непринятия, *памяти, *большое количество стрессов, *малоподвижность, *вынужденная поза.