Содержание и задание БЖД и объективные условия ее возникновения


Безопасность жизнедеятельности (БЖД) наука, которая изучает проблемы безопасного пребывания человека в окружающей среде в процессе разных видов ее деятельности (в т.ч. трудовой). Она более универсальная дисциплина, чем охрана труда или гражданская оборона, ведь две последние рассматривают лишь отдельные случаи безопасности в конкретных ситуациях. Охрана труда интересуется человеком, который находится в условиях производства, гражданская оборона - в чрезвычайных ситуациях, а безопасность жизнедеятельности во всех жизненных обстоятельствах.

В центре внимания нового курса БЖД - человек как самоцель развития общества, а его лейтмотивом является высказывание древнегреческого философа Протагора "Человек есть мерило всех вещей". Человек имеет ценность не только как рабочая сила, которую нужно охранять в процессе трудовой деятельности (чем с определенным успехом и занималась охрана труда), а как неповторимый индивидуум, который хранит свою ценность независимо от своего конкретного местонахождения и выполняемых функций, признанных обществом необходимыми и полезными (отдых, быт, занятие спортом, выполнение общественных долгов и тому подобное).

Вся совокупность видов человеческой активности образует понятие деятельности. Как раз деятельность и выделяет человека от других живых существ, она является специфически человеческой формой активности, необходимым условием существования человеческого общества. Формы деятельности разнообразны. Они охватывают практические, интеллектуальные и духовные процессы, которые протекают в быту, общественной, культурной, производственной, научной и других сферах жизни.

Деятельностью занимаются все - деть, взрослые, люди преклонных лет, потому безопасность деятельности имеет отношение ко всем людям. Опасности подстерегают людей не только на производстве, потому изучение лишь производственного травматизма в системе общей безопасности жизнедеятельности не освещает проблему.

Безопасность - это состояние деятельности, при котором из определенному вероятностью исключается проявление опасностей. Безопасность - это цель, а безопасность жизнедеятельности - средства, пути, методы ее достижения.

Актуальность дисциплины еще больше растет в связи с существованием аксиомы о потенциальной опасности деятельности : ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности, любая деятельность потенциально опасна.

Задание БЖД есть разработка методов прогнозирования, изучения и идентификации вредных факторов, их влияния на человека и окружающую среду.

Курс БЖД назначен:

- способствовать осознанию, что в центре внимания должен быть человек, как главная ценность общества, и воспитать в человеке гуманное, сознательное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих во всех сферах отношений;

- произвести навыки идентификации опасных и вредных факторов и создания благоприятных условий жизнедеятельности людей на определенной территории;

- держать на контроле проектирование новой техники и технологических процессов согласно современным требованиям экологии и с учетом стойкости функционирования хозяйственных объектов и технических систем;

- прогнозировать возможную обстановку и принимать грамотные решения в условиях чрезвычайных ситуаций относительно защиты населения и персонала объектов от возможных негативных последствий;

- обеспечить качественное усвоение нового стереотипа поведения человека с целью выживания в новых естественных и антропогенных условиях.

Безопасность жизнедеятельности базируется на достижениях таких дисциплин, как инженерная психология, физиология человека, охрана труда, экология, эргономика, экономика и тому подобное. Она была и есть в центре внимания людей. С древних времен до наших дней человек стремился обеспечить свою безопасность. С развитием промышленности это требует специальных знаний. БЖД особенно актуальная сейчас, во время научно-технического прогресса. Она призвана сыграть важную роль в стабилизации человеческого общества.

Задание курсу "Безопасность жизнедеятельности" (БЖД) заключается в четком понимании опасных факторов в ситуациях, которые возникают как в среде проживания человека, так и в среде учебы и труда.





Вернуться назад