Основы проблемы безопасности жизнедеятельности. Физические, химические, биологические и психофизиологические факторы и их характеристики. Селевые потоки, сдвиги и другие метеорологические опасные явления и их характеристики

Главная - Безопасность жизнедеятельности - Основы проблемы безопасности жизнедеятельности. Физические, химические, биологические и психофизиологические факторы и их характеристики. Селевые потоки, сдвиги и другие метеорологические опасные явления и их характеристики

И. Вступление

Безопасность жизнедеятельности - наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека с техносферой. Жизнедеятельность - это повседневная деятельность и отдых, способ существования человека. Жизнедеятельность человека протекает в постоянном контакте со средой пребывания, которые окружают предметами, людьми. Среда обитания может предоставлять доброчинний или неблагоприятное влияние на состояние здоровья человека, его самочувствия и работоспособность. Параметры окружающей среды, при которых создаются наилучшие для организма человека условия жизнедеятельности, называются комфортными.

Основная цель безопасности жизнедеятельности как науки - защита человека в техносфере от негативных влияний антропогенного и естественного происхождения и достижения комфортных условий жизнедеятельности. Средством достижения этой цели является реализация обществом знаний и умений, направленных на уменьшение в техносфере физических, химических, биологических и других негативных влияний к допустимым значениям. Это и определяет совокупность знаний, которые входят в науку о безопасности жизнедеятельности.

С одной стороны, повышение уровня комфортности жизнедеятельности людей способствует их защищенности. Но повышение комфортности является лишь одним из последствий развития экономики, которая порождает на пути своего развития ряд острых экологических проблем, которые в свою очередь приводят к усилению негативных влияний на человека. Следовательно, для действительного повышения уровня защищенности людей необходимое обеспечение жизнедеятельности людей в соответствии с законами природы.

ИИ. Основные проблемы безопасности жизнедеятельности

Формирование личной безопасности у человека в повседневной жизни происходит параллельно с формированием ее сознания в отличие от других представителей животного мира, в которых инстинкт самосохранения генетическое детерминированный. В процессе эволюции человек потерял подсознательное ощущение опасности. Мало того, в процессе своего развития человек создал широкий спектр угроз собственной жизни и здоровью, не какие свойственные первобытному естественному окружению, и, чтобы предотвратить эти угрозы, человеку нужен определенный комплекс знаний. Ежесекундно на Земле от внедренных технологий погибает огромное количество людей. Из года в год количество погибших увеличивается, однако невзирая на эти поражающие потери человечество не ограничивается в своих бесконечных желаниях что-нибудь удовлетворить собственные амбиции и растущие потребности. Побеждают лозунги типа "быстрее", "выше", "дальше"... Человечество обязано в конечном итоге понять, что много чего из достигнутого не оправдывается ни относительно достаточности, ни относительно целесообразности.

Самым ярким примером безответственного отношения цивилизации к себе являются военные технологии. Эти технологии уже собственно своим существованием направлены на уничтожение человека, а потому представляют реальную угрозу уничтожения цивилизации в целом. В этом ряду стоят проблемы утилизации химического и ядерного оружия и даже обычных мин. А однако на уничтожение смертоносного приобретения нужно значительно больше средств, чем на его создание. Приведенные примеры имеют глобальный характер. Однако можно привести множество примеров из повседневной жизни человека. Скажем, все в большей степени оказывается проблема нехватки времени. Даже когда для того, чтобы перейти улицу в обозначенном месте, нужно пройти лишние несколько метров, то обычно, ссылаясь на нехватку времени, человек пренебрегает опасность и переходит дорогу в неразрешенном месте. Но иногда кратчайший путь становится путем в вечность...

Из приведенных примеров выплывает, что необходимо перевести приобретенный человечеством опыт, знание правил безопасности жизнедеятельности из пассивной формы ("я знаю") в активную ("я так совершаю").Как составная часть биосферы человек постоянно взаимодействует с окружающей средой, изменяет его, пристосовуючи к собственным потребностям, и в то же время непосредственно зависит от него. Каждый человек для обеспечения жизнедеятельности должен дышать (желательно чистым воздухом), питаться (желательно безвредными продуктами), жить в безопасных условиях. С самого начала своего существования человек подвергается опасности, однако не делает надлежащих выводов из опыта предыдущих поколений и в погоне за земными благами подальше в большей степени делает опасным свое существование. Вместе с тем проблема безопасного существования всегда тревожила человечество. Сначала это была проблема выживания в биологической конкуренции с окружающей средой и животными, которые были более агрессивны и более сильны. Впоследствии, после укрощения огня, изобретения оружия и других активных средств выживания перед человечеством появилась проблема защиты от стихийных сил природы, а также одного человека от другой. Как отмечалось, на протяжении своего развития, начиная с древнейших времен человек активно взаимодействовал с окружающей средой. На начальных этапах истории человечества это взаимодействие было лишь потребительским — охота, рыболовство, сборщица. И только с наступлением эры земледелия — приблизительно 8 — 10 тыс. лет назад — характер природопользования изменился, особенно после овладения человеком орудий труда и технологий производства. Именно с того времени начала создаваться и со временем лишь углублялась опасность для среды существования — вырубное земледелие, уничтожение лесов, образования поселений и связано с этим усиление опасности непосредственно для жизни человека.