Аудит хозяйственных операций в условиях функционирования АРМ бухгалтера

Главная - Аудит - Аудит хозяйственных операций в условиях функционирования АРМ бухгалтера

Требования к профессиональной компетентности аудитор изложен в статьях 12 и 13 Закона Украины “Об аудиторской деятельности” и соответствующих Положениях Аудиторской палаты о сертификации аудиторов и лицензирование аудиторской деятельности. Основное отличие от международной практики в этом вопросе заключается в том, что поддержание профессиональной компетентности в Украине предусмотрено повторной сертификацией через каждые пять лет. За границей этого достигают обязательным обучением (стажировкам) с целью повышения квалификации на протяжении определенного количества часов. Отличается и подход к продолжительности стажировки в зависимости от базового образования (экономической, технической, гуманитарной и т.п.), требований к квалификационному испытанию

Законом Украины “Об аудиторской деятельности” предусмотрено, что аудитор должен надлежащим образом исполнять свои обязанности (статья 23) и нести за это ответственность (статья 26). Тем не менее объяснения, которые понимать под “надлежащим выполнением обязанностей” отсутствуют и в Законе, и в нормативах. Как правило, это понятие включает обязательное планирование аудиту, обгрунтування выборочного исследования и распространение выводов на основании такого исследования на всю совокупность, определение уровня существенности допустимой ошибки, которая не повлияет на решение заинтересованных сторон на основании проверенной отчетности, документирование аудиту, оценку системы внутреннего контроля заказчика. Если аудитор не придерживается перечисленных требований, то он несет ответственность перед Законом за небрежное выполнение своих обязанностей. Тем не менее, в законодательстве Украины такая ответственность предусмотрена лишь к государственным служащим. Требования к обязательному планированию и документированию аудиту не закреплены пока что ни законодательством, ни нормативами.Конфеденцийнисть информации, полученной во время аудиторских услуг является обязанностью аудиторов Украины за статьей 23 Закона “Об аудиторской деятельности”. Тем не менее утвержденные нормативы указывают на такие обязательства аудитора, не связывая их с независимостью

Законодательство Украины также запрещает проводка проверки аудитором, который имеет прямые родственные отношения с керивниц-твом хозяйствующего субъекта (статья 24). Нормативы аудиту обминают эти аспекты независимости, хотя в международной практике независимость аудитора считается возбужденной в случае не только родственных, но и дружеских отношений с представителями клиента. Такие случаи именно раскрыто правилами профессиональных организаций, а не законодательством

В последнее время также во многих странах выдвинутое требование к ограничению продолжительности сотрудничества с одним клиентом: считается, что в этой ситуации составляются близкие отношения и это может повредить независимости аудитора, качества аудиту. Законом предусмотренные некоторые экономические аспекты независимости (статьи 6, 23, 24), а именно:

1.Ограничение своей деятельности предоставлением аудиторских услуг и другими видами работ, которые имеют непосредственное отношение к предоставлению аудиторских услуг в форме консультаций, проверок или экспертиз;

2.Ограничение общего размера доли основателей (участников, акционеров)

аудиторской фирмы, которые не являются аудиторами, до 30 % в Уставном фонде;

1.Запрет проводки аудиту аудитором, который имеет личные имущественные интересы, является членом руководства, основателем, владельцем или совладельцем, работником предприятия-заказчика, дочернего предприятия, филиала или представительства

Тем не менее не предусмотренная возможность потери экономической независимости вследствие значительной суммы вознаграждения, что полученная от определенного заказчика, по отношению к общей сумме вознаграждения, правомерность подтверждения отчетности, составленной тем же аудитором, получение товаров и услуг от заказчика и т.п.. Утвержденные нормативы не подтверждают необходимость соблюдения экономической независимости и не указывают на возможную видповидаль-нисть за ее нарушение. Недостаточное освещение условий забеспечення независимости аудитора свидетельствует о недооценке роли теоретических принципов, которые регулируют аудит, как основы его практического осуществления

Ничем другим нельзя объяснить и то, что рядом с независимостью к основным принципам аудиту Нормативом №3 отнесено доброжелательное отношение к клиенту. История развития аудиту дает возможность сделать вывод, который именно независимость является основой объективной мысли относительно достоверности финансовой информации и именно потребность ее потребителей в таком независимом взгляде была причиной возникновения этой профессии

Я считаю, Норматив №1 должен объяснить назначение аудиту, тесная связь между теоретическими принципами и их практическим использованием, заложить структурные основы системы нормативов аудиту. Грунтуючись на определении аудиту, в нем нужно раскрывать ключеве значение независимости аудитора и условий ее забеспечення, форм ее реализации. Считая целью аудиту форму-вання объективного вывода относительно достоверности финансовой информации предприятия для предоставления допустимого уровня гарантии пользователям этой информации, следует отметить, что это возможно лишь при условии соблюдения независимости аудитора. Следует отметить, что она в обществе есть относительной и реализуется в саморегулировании профессии через издание и обязательное выполнение стандартов, которые не противоречат действующему законодательству Украины. Утверждение аудиторских стандартов является исключительным правом профессионального органа - Аудиторской палаты Украины согласно статье 18.