Аудит пассивов предприятия

Главная - Аудит - Аудит пассивов предприятия

4. Аудит расчетов с поставщиками ' и подрядчиками

На счету 63 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" ведется учет расчетов с поставщиками и подрядчиками за полученные товарно-материальные ценности, выполненные работы и предоставленные услуги. За кредитом этого счета отображается задолженность за полученные от поставщиков товарно-материальные ценности, за дебетом - ее погашение

Аудит осуществляется отдельно за каждым поставщиком по каждому документу (счетом) в уплату. Во время получения материалов, товаров необходимо сделать запись: дебет счета 20 "Производственные запасы", 28 "Товары", кредит счета 63 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

Однако, когда на основании выписки банка происходит списание денег для расчета с поставщиком, то делается запись: дебет 63, кредит 31 "Счета в банках". Аудитор проверяет правильность и своевременность выполнения договорных обязательств поставщиками и подрядчиками за выполненные работы или предоставленные услуги. Аудит начинают из анализа результатов инвентаризации кредиторской задолженности за соответствующими отчетными периодами на ближайшую дату к началу аудиту. Данные инвентаризации следует сверить с сумами, отображенными в Главной книге и балансе за счетом 63 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Сверке подлежат остатки кредиторской задолженности на начало отчетного периода, отображенные в регистрах бухгалтерского учета, с остатками в предыдущем отчетном периоде, и уточняется реальность кредиторской задолженности

Анализ материалов инвентаризации расчетов дает аудитору возможность сосредоточить внимание на сомнительных расчетах, проверить обоснованность создания резерва за сомнительными долгами и законность их списания из баланса. Для проверки достоверности первичных документов, за которыми осуществленные расчетные операции, целесообразно провести встречные зверьки разных документов на данном предприятии и сделать письменный запрос в соответствующие предприятия о состоянии расчетов. Целесообразно отбирать счета, за которыми проводились сторнувальни записи, записи относительно перечисления сумм с одного счета на другого, а также те, где составлялись бухгалтерские проводки на основании справок.Каждая сумма дебиторской и кредиторской задолженности на отдельных счетах рассматривается с точки зрения возникновения долга, причины и давности создания задолженности, реальности ее получения. Задолженность, не уплаченная в установленный срок, - это задолженность со сроком уплаты, который прошел, которая должна быть погашена. Поэтому необходимо выяснить причины ее непогашения в определенные сроки

Исковая давность высчитывается с момента возникновения права на предъявление (представление) иска. По этому поводу следует проверить, или подавались письма - напоминание о необходимости погашения долга, или выставлялись претензии, или переданные материалы юридической службе предприятия для представления иска

Во время аудиту расчетов с поставщиками необходимо установить наличие договоров поставки товаров, проверить целесообразность приобретения, соблюдение установленных договором расчетов. Чтобы установить полноту оприходования материальных ценностей, следует сопоставить данные об их количестве и стоимости за платежными документами (платежным поручением и требованиями-доверенностями) с данными документов на их оприходование (счетов, счетов-фактур, товарно-транспортных накладных) и показателями аналитического учета расчетов с поставщиками (реестров операций за счетами с поставщиками), книгами, карточками складского учета, отчетами движения товаров. Обращается внимание на правильность применения поставщиками цен, тарифов за услуги. Подобные факты обнаруживают сопоставлением цен, указанных в счетах поставщиков, с ценами, указанными в договорах

Во время проверки расчетов с подрядчиками устанавливают:

или включены объекты, которые строятся, к титульному списку;

или обеспеченные они соответствующими источниками финансирования;

или есть проектно-сметная документация на строительные объекты; » или заключенные договоры с подрядчиками и какие условия расчетов

(за объект в целом или за этапы работ);

правильность применения цен, расценок, или нет дописок объемов выполненных работ;