АСТРОНОМИЯ И ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

«Техническое перевооружение астрономии - совсем не дешевое дело.Стоимость современного большого оптического или радиотелескопа со всеми нужными для работы аксессуарами,- отмечает член-корреспондент АН СССР Й. С. Шкловський,- исчисляется многими десятками миллионов карбованцев, а если эксперименты с телескопами относятся на специализированных искусственных спутниках, то сюда следует прибавить еще стоимость космической техники, которая поняло, есть очень высокой. И все же государства идут на такие затраты так же, как и на еще значніші затраты в физике, связанные со строительством сверхмощных ускорителей или установок для изучения управляемого термоядерного синтеза.

Времена «дешевой науки» бесповоротно прошли, а сподіваний в перспективе экономический эффект от фундаментальных исследований окупает эти огромные затраты» '.

Надо также сказать о том, что современные астрономические исследования тесно связанные не только с физикой, а и с рядом других областей природоведения, в частности с химией и биологией. А поскольку в наше время очень много кардинальных проблем решается на стыках, на границах наук, то открытие, осуществляемые в глубинах Вселенной, могут оказаться очень полезными для разнообразнейший областей современного природоведения.

В конце концов, следует сделать ударение на потому, что благодаря развитию новых методов астрономических исследований, которые значительно расширили возможности получения разнообразной информации о космических явлениях, астрофизике за последние десятилетия превратилась на эволюционную науку. Если сравнительно недавно внимание исследователей Вселенной предрасполагало прежде всего изучение современных станов тех или других космических объектов, то сегодня на первый план выдвинулось выявление закономерностей их происхождения и развития. Знание этих закономерностей очень важное, поскольку дает возможность прогнозировать будущие станы объектов, которые изучаются. Тем не менее понять закономерности, о которых речь идет, можно лишь на основании исследования общей картины эволюции материи во Вселенной.

Решение этой задачи требовало привлечения могущественного аппарата теоретической физики. Благодаря этому состоялось взаимообогащение астрономии и физики, в какой-то мере даже слияния этих наук.

С другой стороны, астрономические исследования и астрономические знания имеют также огромное мировоззренческое значение.

Человек - часть Вселенной. Определенные космические обстоятельства сопровождают ее всю жизнь, она ощущает на себе разные космические влияния, взаимодействует с окружающей природой, постепенно привлекая все более более широкие участки Вселенной в сферу своей практики.

Свою зависимость от космических обстоятельств, неразрывная связь со Вселенной люди интуитивно осознали еще в давность. И целиком естественным было стремление человека проникнуть в тайне мироздания, понять свое место в ней.

В меру развития науки это стремление становилось все более усвідомленішим. Знаменательно, что самое изучение космических явлений привело к большой коперниковської революции, которая положила начало современному природоведению. Астрономические наблюдения сыграли важную роль в открытии Галілеєм и Ньютоном законов движения тел и закона всемирного тяготения. Они во многом оказывали содействие и разработке одной из найфундаментальніших физических теорий - теории относительности, как специальной, так и общей.

Значение исследований, связанных с изучением Вселенной, поднялось на новую качественную ступеньку благодаря выдающимся достижениям науки и техники в освоении космоса. И дело не только в том, что космические аппараты дают возможность выносить астрономическую аппаратуры за границы плотных слоев земной атмосферы и тем самым значительно расширяют возможности астрономических наблюдений, но и в потому, что когда раньше человек был прикован к Земле и все космическое невольно воображалось ей чем-то весьма отдаленным, то с развитием космических полетов космос стал постепенно втягиваться в сферу непосредственной человеческой практики.

Бушующий прогресс астрономии во второй половине XX столетие имеет чрезвычайно важное значение для построения современной научной картины мира. Научная картина мира, если ее понимать в широчайшем значении этого слова, - это обобщенное отображение человеком окружающей природы. В ее основе в каждую историческую эпоху, на каждом уровни развития науки лежит вся совокупность существующих знаний; при этом особенно важную роль в ее построении сыграют знание о Вселенной.

С другой стороны, признание, принятие научной картины материального мира само по себе еще не гарантирует материалистического отношения к мирозданию. В частности, современные религиозные теоретики вынуждены принимать научную картину материального мира. Тем не менее это не мешал им оставаться на религиозных позициях, поскольку они твердят, что рядом с миром материальным будто бы существует мир сверхъестественный, который занимал господствующее положение.