АСТРОНОМИЯ И ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

Астрономия - наука о небесных явлениях, о Вселенной, о мироздании - принадлежит к древнейшим естественным наук.

В свое время было довольно распространенным представление о том, что астрономия - это абстрактная наука, оторванная от действительности и в лучшем случае такая, что призвана удовлетворять лишь естественную любознательность человека относительно строения того мира, в котором мы живем.

Однако подобная мысль есть глубоко ошибочной. Самое возникновение астрономии тесно связано с практическими потребностями наших далеких предков, которым нужно было ориентироваться в просторные, странствовать, измерять время, составлять календари, определять найсприятливіші сроки начала и завершение сельскохозяйственных работ. Решать эти жизненно важные задачи помогали человеку наблюдения за небесными светилами.

«Сперва астрономия, которая уже через поры года абсолютно необходимая для пастушьих и земледельческих народов»,-- отмечал Кант Э., анализируя последовательное историческое развитие разных областей природоведения.

О связи наблюдений небесных светил с практической жизнью и об их влиянии на общественные процессы писал и Коперник: «...необходимость вычислять периоды повышения и спада воды в Ниле создала египетскую астрономию, а вместе с тем господство касты жрецов как руководителей земледелия».

І в дальнейшем астрономия всегда развивалась соответственно практическим потребностям людей, с развитием материальных

условий жизни общества. И хотя много практических задач, которые решались с помощью астрономических наблюдений, сейчас чаще всего решаются средствами радиотехники и радиоэлектроники, наука о Вселенной и сегодня якнайтісніше связана с человеческой практикой.

Особенно важного значения набирают астрономические исследования в наше время, в эпоху научно-технической революции. Дело в том, что физика наших дней (а как известно, эта наука является фундаментом научно-технического прогресса) все более большей и большей мерой нуждается в исследованиях экстремальных станов материи: огромных давлений, сверхвысоких температур, космического вакуума, сверхмощных магнитных полей, процессов, которые сопровождаются выделением большого количества энергии.

Достижение подобных станов в условиях земных лабораторий, по крайней мере за существующего уровня экспериментальной техники, является задачам, трудной для решения. Но е лаборатория, в которой подобные и другие необыкновенные станы материи реально существуют и в принципе могут быть исследованы. Это бесконечно разнообразная лаборатория Вселенной. И не случайно известный советский физик, академик Л. Арцимович заявлял, что астрофизике принадлежит будущее в современном природоведении.

Можно считать, что одним из важнейших законов развития человеческого познания есть беспрерывное расширение той околицы естественных процессов и явлений, откуда черпается нужна информация. Человек начал изучать природу из исследование непосредственно окружающих ее явлений, которые характеризуются пространственно-временными масштабами порядка сантиметров и секунд, а потом расширила круг исследуемых явлений с одного стороны в околицу микропроцессов (пространственно-временные масштабы порядка 10~13-10~17 см и 10~27 с), а со второй стороны - в околицу мегапроцесів (пространственно-временные масштабы порядка миллиардов световых лет и миллиардов лет).

І целиком закономерно, что за последние десятилетия астрофизические исследования обусловили целый ряд выдающихся открытий, которые значительно расширили ваше представление о физике мироздания, о закономерностях строения материи.

Наука значительно продвинулась вперед в изучении Вселенной, писал вице-президент АН СССР, академик В. Котельников. Фундаментальные открытия современной астрофизики, связанные с возможностями наблюдения в новых диапазонах электромагнитных волн, прояснили некоторые аспекты эволюции звезд, галактик, Вселенной. Дальнейшее развитие астрономических наблюдений как из поверхности Земли, так и с помощью космических кораблей и искусственных спутников даст возможность черпать дедалі повнішу информацию о много явлений в цепи космической эволюции, о загадочных астрофизических объектах.

Вот почему развития астрономии, и в первую очередь астрофизики, отводится в нашей стране такое большое внимание. В частности, за последние годы в Советском Союзе создано несколько уникальных астрофизических комплексов. Среди них наибольший в мире шестиметровий телескоп, радіотелескоп РАТАН-600, который за некоторыми показателями е единым в мире, а также семидесятиметровий радіотелескоп в Крыму. Астрономические исследования представляют также важную часть программы, осуществляемой с помощью советских автоматических и пилотированных космических аппаратов, в том числе и орбитальных станций «Салют».