Все о кометах

Хвостатые небесные гости - кометы всегда предрасполагали к себе внимание не только специалистов, а и широчайших кругов людей. В наше время на смену всяческим суеверным представлением о кометах пришло четкое понимание естественного происхождения этих своеобразных небесных тіл.

Маленькое ядро диаметром несколько километров - единая твердая часть кометы, и в нем практически сосредоточенная вся ее масса. Масса комет весьма имела и совсем не влияет на движение планет. А планеты служат причиной большие возмущений в движении комет.

Ядро кометы, очевидно, состоит из смеси пилинок, твердых комочков вещества и замерзших газов, таких, как углекислый газ, аммиак, метан. С приближением кометы к Солнцу ядро прогревается и из него выделяются газы и пыль. Они образовывают газовую оболочку - главу кометы. Газ и пыль, которые входят в состав главы, под действием давления солнечного излучения и корпускулярных потоков образовывают хвост кометы, всегда направленный в противоположную от Солнца сторона (рис. 62).

Чем ближе к Солнцу подходит комета, тем она яскравіша и тем длиннее ее хвост вследствие ее облучения и интенсивного выделения газов. Чаще всего он прямой, тонкий, струменистий. У больших и ярких комет иногда наблюдается широкий, выгнутый веером хвост (рис. 63). Некоторые хвосты достигают в длину расстояния от Земли до Солнца, а глава кометы - размеров Солнца. С отдалением от Солнца вид и яркость изменяются в обратном порядке и комета исчезает из поля зрения, достигши орбиты Юпитера.

Спектр главы и хвоста кометы имеет обычно яркие смуты. Анализ его показывает, что глава кометы составляется в основном из пары углерода и циана, а в состав ее хвоста входят ионизированные молекулы оксида углерода (II) (угарного газа). Спектр ядра кометы является копией солнечного спектра, т.е. ядро светится отраженным солнечным светом. Глава и хвост светятся холодным светом, поглощая и потом переизлучая солнечную энергию (это разновидность флуоресценции). На расстоянии Земли от Солнца комета не гарячіша, чем Земля.

Выдающийся русский ученый Ф. О. Бредіхін (1831 -1904) разработал способ определения за кривизной хвоста силы, которая действует на его частички. Он классифицировал кометные хвосты и объяснил ряд наблюдаемых в них явлений на основе законов механики

и физики. В последние годы выяснили, что движение газов в прямых хвостах и злами в них вызванные взаимодействием ионизированных молекул газов хвоста с потоком частичек (корпускул), который налетает на них от Солнца и который называется солнечным в и т-р в г. Действие солнечного ветра на ионы кометного хвоста превышает притягивание их Солнцем в тысяче раз. Усиление коротковолновой радиации Солнца и корпускулярных потоков вызывает внезапные вспышки яркости комет.

І в наше время иногда среди населения высказываются опасение, что Земля столкнется с кометой. В 1910 г. Земля прошла сквозь хвост кометы Галлея, где есть угарный газ. Однако его примесь в приземном воздухе не удалось проявить, так как даже в голове кометы газы чрезвычайно разрежены. Столкновенье Земли с ядром кометы очень маловероятное. Возможно, такое столкновенье наблюдалось в 1908 г. как падение Тунгуського метеорита. При этом на высоте нескольких километров произошел мощный взрыв, воздушная волна которого повалила лес на огромной площади.

Особый интерес к кометам возник в связи с выдающимся астрономическим событием в 1985-86 pp.- очередным сближением с Солнцем и Землей знаменитой кометы Галлея.

Эту комету было подмечено в августе 1682 года, и одним из первых ученых, которые ее наблюдали, был английский астроном Едмунд Галлей - один из руководителей известной обсерватории в Грінвічі, через которую проходит меридиан, принятый за нулевой. Согласно представлениям, которые существовали к тому времени, кометы считались небесными телами, которые проникают в Солнечную систему іззовні, с межзвездного просторную, и после прохождения близ Солнца снова выходят за ее пределы. За время существования человечества в небе Земли появлялись сотни комет, но астрономы были убеждены в том, что все они разные.

Галлей решил вычислить орбиты некоторых комет, относительно которых были соответствующие данные наблюдений. Эта работа, связанная с преодолением довольно значительных для того времени вычислительных трудностей, забрала около 20 лет. Галлею удалось рассчитать орбиты двух десятков комет, которые появлялись в разные года. При этом выяснилось удивительное обстоятельство: орбиты комет 1531 и 1607 pp. были очень похожи на орбиту кометы 1682 года.

Галлей сделал целиком правильный вывод: это одна и та самая комета, которая периодически возвращает к Солнцу

через каждые 75-76 лет. Исходя из этого, он предусмотрел, что очередного появления той самой кометы следует надеяться в 1758 году. И она в самом деле появилась в конце 1758 года. С того времени эта комета носит имя Галлея.Подобно до многих других комет, комета Галлея двигается вокруг Солнца по очень извлеченной эллиптической орбите, отдаляясь от него на расстояние, которое в 18 раз превышает расстояние от Солнца до Земли. При этом плоскость, в которой двигается комета, наклоненная под углом 18° к плоскости земной орбиты. На отличие от планет, которые оборачиваются вокруг Солнца в направлении против часовой стрелки (если смотреть с северного полюсу Земли), комета Галлея перемещается в направлении за часовой стрелкой, осуществляя полный оборот в среднем за 75-76 років.