Проблемы познания Вселенной

В конце концов, есть еще один путь познания прошлых станов материи. Дело в том, что в природе существует два типа космических цивилизаций настолько сливается с естественными космическими процессами, которая сбоку ее становится тяжело отличить от них.

Другими словами, нам, может, только кажется, что космос «молчит». Мы можем не замечать проявлений жизни и ума во Вселенной, которые на самом деле существуют и е важными факторами эволюции космоса, потому, что давно включили эти факторы в свою природничонаукову картину мира.Нельзя отбрасывать и то обстоятельство, что мы не наблюдаем во Вселенной и никакой астроінженерної деятельности космических цивилизаций. Это тоже необходимо объяснить. Вот одно из предположений: все космические цивилизации, которые расположены в доступному нашим наблюдением районе пространства, находятся на низшему равные науки, техники и технологии, чем земное человечество. Или другая гипотеза: по-ваземні цивилизации по какой-то причине тщательно скрывают от нас, а возможно, и одна от одной свое существование, специально маскируются. Возможное также еще одно объяснение, кое-что обидное для нас: «мы» не вызываем в «их» любого интереса - с одной стороны, ничего не можем «им» даты, а 8 второго - и ничем не угрожаем. А впрочем, подобное «объяснение», как нетрудно увидеть, вступал в явное разногласие с соображениями, высказанными раньше.

С подобными соображениями можно соглашаться или не соглашаться, но вопросы остается открытым. А реальный стан вещей такой: позаземні цивилизации пока что не выявленные и перспектива их открытия в обозримом будущему в очень и очень проблематической.

Методические соображения. Рассмотрим вопрос о том, не противоречит ли предположения о единичности земной цивилизации во Вселенной нашим диалектико-материалистическим представлением о миру. Или не в оно своеобразной уступкой религии?

Идея распространенности умной жизни во Вселенной продолжительное время выдвигалась передовыми умами человечества в противоположность религиозной идее исключительности Земли, якобы созданной богом специально для человека, который е венцом божественного творения. Можно, в частности, напомнить, что в длинном списке обвинений в ереси, предъявленному Джордано Бруно священной инквизицией, фигурировало и обвинение в распространении идеи множественности населенных світів.

Но, во-первых, современные богословы заняли довольно гибкую позицию: возможную распространенность умной жизни во Вселенной они стараются толковать как доказательство божественного могущества. А, во-вторых, в предположении об уникальности земной жизни нет ничего религиозного или идеалистического. Которой бы не оказалась на самом деле реальная действительность - то ли распространенная умная жизнь во Вселенной или земная цивилизация единая - наши материалистические представления о миру от этого не могут пострадать. Ведь, как известно, материализм признал природу такой, которой она есть.

В принципе не исключено, что земная цивилизация - это только начало. Что же к другим космическим телам, то ума, а возможно, и жизни на них еще только судилось возникнуть. В конце концов, как отмечалось, речь идет о возможной уникальности жизни и ума земного типа. Современная наука не только не возражает, а подчеркивает закономерность возникновения высокоорганизованных систем в материальном миру как общее свойство материи, которая развивается, но умно ограничивает применение этого общего тезиса в конкретных ситуациях, например в условиях, которые существуют в астрономическом окружающем мире.

А теперь возвратим еще раз к астросоціологічного парадоксу и задумаемся над тем, существует ли он вообще. Эту проблему было подвергнуто всестороннему обсуждению на Всесоюзном симпозиуме «Мировоззренческие и загальнонауко-ві основы проблемы поиска позаземного ума», что состоялся в октябре 1987 года в г. Вильнюсе.

В каких ситуациях можно говорить о возникновении парадоксов в науке? Очевидно, в тех случаях, когда результаты наблюдений вступают в разногласие или с твердо установленными фактами, или с хорошо обгрунтованою и проверенной на практике научной теорией.

Или выполняется хотя бы одна из этих условий в случае а «большим молчанием космоса»? Как сформировался астро-соціологічний парадокс? Чему противоречит отсутствие явных проявлений деятельности космических цивилизаций? Фактам? Но их нет! Обгрунтованій теории, из которой однозначно вытекает существование позаземних цивилизаций? Но и такой теории тоже не существует!

На чем построен вывод о возможности существования космических цивилизаций? В конечном итоге на так называемых «экспертных оценках», связанных с поиском позаземного ума. Такие оценки, определенная вещь, опираются на данные современной науки, но все-таки это - лишь е к-с п е р т н и оценки, т.е. субъективная мысль, высказанная тем или другим ученим.