ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ И АСТРОНОМИЯ


Как еще один пример можно привести запуск космического аппарата к Луне или планетам Солнечной системы. Осуществив соответствующие обсчеты, которые грунтуються на знании законов движения тел в космическому просторные, ученые предоставляют космическому аппарату определенную за модулем и направлением начальную скорость в определенной точке и тем самым обеспечивают его движение по избранной траектории.

Подтвержденная всем колоссальным опытом природоведения, а также историческим опытом человечества убежденность в естественной закономерности всех без исключения явлений окружающего мира вступал в непримиримое разногласие с религиозно-мистическим представлением о чудесах - возможности нарушения законов природы сверхъестественной силой.История религии - это во многом история чудес. Вера в чудеса питала религиозные расположения духа масс, сковывала волю и сознание людей. Понимая это, церковь всегда поддерживала такую веру. «Тот, кто утверждает,- записано в постановлении Ватіканського собора 1870 p.- будто чудес не может быть, итак, все сказы о чудесах, даже тех, что содержатся в святом письме, следует рассматривать как басни и мифы; что в истинности чудес нельзя с певністю убедиться, и происхождение христианской религии не может быть достаточно убедительно доказано,- пусть будет подданный анафеме!» 1.

Наши предки чудесным считали все непонятное. Особенно сильное впечатление на человека взыскивали такие явления, в основе которых лежали еще неизвестные науке формы существования материи, неизвестные естественные процессы. Электрические и магнитные поля, радиоволны, радиоактивные випромінення существовали в природе и до того, как человек их открыл и исследовала. И не только существовали, а и предопределяли ряд явлений, доступных непосредственному наблюдению. Вспомним хотя бы огни Святого Ельма на мачтах кораблей, которые поражали воображение моряков, а на самом деле представляли собой невинный электрический разряд, один из проявлений атмосферного электричества.

Другой пример: магнитные бури, которые вызвали растерянность у мореплавателей, когда стрелка компаса, вместо того чтобы указывать на север, начинала в беспорядке возвращать. Разве могли мореплаватели прошлых времен знать, что причиной такого странного поведения магнитной стрелки есть процессы, которые происходят на поверхности Солнца и порождают могущественные потоки заряженных частичек, которые вторгаются в земную атмосферу и возмущают магнитное поле нашей планеты?

Незнание естественных причин этих и многих других «таинственных» явлений природы, страх перед их неизвестными следствиями порождали представление об их сверхъестественном происхождении. Суеверные люди искренне верили, что причина таких явлений находится за пределами материального мира.

Мы не будем спинятися на так называемых библейских и подобный им чудесах, а также на чудесах, которые фабрикуются специально для обмана верующих. Убедительному изобличению такие чудеса посвящены многочисленную и разнообразную литературу.

Подойдем к вопросу о чудесах с кое-что другой стороны. В процессе научного исследования природы человек время от времени встречается с такими ситуациями, когда новооткрытые факты или вступают в разногласие с теми или другими известными науке естественными закономерностями, с надежно установленными общепринятыми научными представлениями, которые хорошо зарекомендовали себя, или не получают в пределах существующих фундаментальных научных теорий удовлетворительного объяснения. Казалось бы, что в таких ситуациях имеющийся главный признак чуда: несоответствие хода того или другого явления существующим научным уявленням.

Возникает закономерный вопрос: могут ли подобные ситуации свидетельствовать о том, что наука приблизилась к той границе, за которой будто бы начинается сфера действия сверхъестественных сил? Или они возникают из каких-то других причин, которые не имеют общего со сверхъестественным?

Прежде всего попробуем разобраться в том, правомерным ли есть понимания чуда как нарушение законов природы? Так, когда бы сверхъестественные силы в самом деле существовали и своевольно поднимали бы закономерное течение явлений, такие нарушения были бы чудесами. Но из этого совсем не вытекает, что любое нарушение законов природы является чудом. Здесь мы встречаемся с известной философской ошибкой, когда непонимание диалектического характера процесса познания ведет к тому, что приближение к границам знаний о материи, которые существуют в данный момент, воспринимается в религиозно-идеалистическом плане как свидетельство существования нематериальных, сверхъестественных сил.

Дело в том, что материя бесконечно разнообразная и наши знания о ней всегда относительные. Иначе говоря, любая научная, в том числе физическая теория, которой бы фундаментальной она не была, имеет определенные границы применения. Это означает, что в природе всегда существует околица явлений, которые не могут быть описаны с помощью данной теории. И когда в процессе научного исследования оказываются факты, которые принадлежат к этим явлениям, они не могут достать удовлетворительного объяснения в рамках существующих знаний или даже вступают с ними в явное разногласие. Таким образом, в подобных случаях мы встречаемся будто с нарушением законов природы. На самом деле же имеет место выход за границы применимости действующих теорий. Выход, который каждого раза нуждается в их обобщении и развитии.





Вернуться назад