ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ И АСТРОНОМИЯ


Причинность и закономерность. Окружающий мир есть единым в своей материальности. Это означает, что в нем нет ничего, кроме материи, не существует никаких потусторонних, сверхъестественных сил, таких, что не зависят от материи и стоят над ней. Принцип материального единства мира - основоположный принцип материализма.

Из этого принципа вытекает, что любое явление природы должно иметь естественную причину и подчиняться естественным закономерностям. Каждое явление в следствием какого-то другого или каких-то других явлений и вместе с тем является причиной новых явищ.

Подобно к тому как всякая сила, которая предоставляет какому-то телу ускорения, всегда связанная с реальным телом, так и всякое изменение в движении материи во всех без исключения случаях имеет материальную причину.

Из этого явствует фундаментальный вывод о возможности познания мира. Если любое явление имеет только естественные причины и подчиняется только естественным законам, то не может существовать никаких принципиальных препятствий, которые бы не дали возможность человеку проявить эти причины и выучить их. Другой вопрос: сколько времени для этого понадобится и каких усилий это будет стоить? Но в принципе любое явление может быть познано человеком.

Существование причинно-следственных цепей - одна из наиболее общих свойств окружающего мира. При этом, однако, надо иметь в виду, которое последовательное дежурство явлений во времени еще не означает причинно-следственных отношений между ними.

То, что одно явление наступает после другого, еще не доказывает, что второе есть причина первого. Необгрунтовано поставив такие явления в причинную связь одного из одним без соответствующего изучения их природы, можно дойти ошибочных выводов, которые почти неизбежно ведут к религиозным толкованиям.

Именно так, например, рождались суеверные представления о небесных знамениях. Если вслед за необыкновенным явлением на небе происходило какое-то бедствие: эпидемия, землетрясение, наводнение, ураган, то такое совпадение набирало в глазах наших предков мистического содержания. Он надолго запоминался, и, когда такое же непривычное небесное явление повторялось, суеверные люди были убеждены в том, что за ним должны настать и те же самые несчастья.

Неправомерное сопоставление небесных и земных явлений сыграло далеко не последнюю роль и в возникновении лженауки астрологии...

Изучение естественных причин разных явлений - одно из важнейших задач науки. При этом следует отметить, что прямое соотношение причины и следствия: с А вытекает В, вообще говоря, в идеализацией действительного хода событий. В природе подобная связь между явлениями в чистом виде не реализуется практически никогда. Даже простейшие явления связанные между собой и с другими явлениями бесконечно сложными и разнообразными взаимосвязями.

І все же в процессе научного исследования в большинстве случаев удается выделить ведущее соотношение, которое е определяющим, преобладает над другими. Именно такая идеализация и обеспечивает возможность практического изучения тех или других явлений природы.

Когда мы говорим, что материя двигается (а материя неотделимая от движения), то понимаем под этим не только простейшее механическое движение, а и любые более сложные его формы. Движение в широком понимании слова - это любое изменение вообще.

Современная наука изучает разные формы движения. Основные из них: физическая, химическая, геологическая, географическая, биологическая и социальная.

Рух материи подчинен определенным объективным законам - законам природы, т.е. законам, которые не зависят от человека. Познавая их, человек формулирует законы науки, которые эти объективные законы природы отображают.

Еще старинные философы на основе наблюдений за разными явлениями природы высказывали мысли об общей необходимости, повторяемости и гармоничности мировых процессов. Тем самым они старались понять действительный ход естественных процессов, освободиться от мифологических представлений о причинах явищ.

Но только в XVII-XVIII веках в результате развития точных наук - механики, математики, астрономии - понятие закона природы начало приобретать конкретно-научное содержание. Этот период связан с именами Р. Декарта, III. Монтескье и П. Гольбаха. Тем не менее в эпоху механистических представлений о природе, когда все явления сводились к механическому движению, законы природы фактически отождествлялись с законами механики.





Вернуться назад