Антонов - большой конструктор


Антонов - большой конструктор

Родился в селе Троїці (сейчас Московской области). Закончил Ленинградский политехнический институт (1930 г.). Работал главным конструктором завода, исследовательско-конструкторских бюро. С 1962 г. - генеральный конструктор літако-будування. Профессор Харьковского авиационного института (1976 г.).

Автор научных работ по вопросам планеризма, самолетостроение. Под его руководством создано большое количество учебных, транспортных и спортивных планеров и самолетов, в том числе поршневые самолеты Ан-2 и Ан-14, турбовинтовые самолеты Ан-10, Ан-24, Ан-26, Ан-28, Ан-30, турбовинтовые самолеты Ан-12 и Ан-22 («Антей»), реактивный Ан-72, цільнометалеві спортивные планеры А-11, А-13, А-15.

Пришел в восхищение О.К.Антонов авиа-этой из детства. Начал он, как и многочисленные авиаконструкторы, из конструирование планеров. Первый его планер «Голубь», сделанный из фанеры и водопроводных труб в 1924 г., было отмечено грамотой за оригинальную и красивую конструкцию. Это укрепило желание строить новые летательные аппараты. Олег Константинович упоминал, что, учась в Ленинградском политехническом институте, «пик планеры как блины». Проекты молодого конструктора, которые появлялись один за одним, отличались смелостью и оригинальностью, завоевывали общее признание.

После окончания института О.К.Антонов получает направление к Москве для организации Центрального бюро планерных конструкций и налаживание их серийного производства. Здесь он построил планеры, которые сыграли выдающуюся роль в становлении планеризма.

В 1933 г. 27-летний О.К.Антонов - главный конструктор планерного завода в Тушино (Москва).

Здесь он создал около 30 типов безмоторных летательных аппаратов, на которые было установлено многочисленные мировые рекорды. На выпущенных

заводом планерах, которые поступали во все аэроклубы СССР, проходили подготовку будущие авиаторы и относились многочисленные аэродинамические

эксперименты.

В года Великой Отечественной войны планеры О.К.Антонова получили неожиданное широкое применение. Более как 600 транспортно-десантных планеров А-7 регулярно доставляли солдатів, технику, боевое снаряжение на разных участках фронта, широко использовались для помощи партизанам. Недаром Олега Константиновича было награждено медалью «Партизану Отечественной войны» первой степени.

К безмоторным аппаратам О.К.Антонов сохранил благосклонность на всю жизнь. Благодаря ним, по словам Б.Е.Патона, «он стал большим конструктором большой авиации».

Он строил планеры и дельтапланы почти до конца своей жизни. Однако главным его делом стали самолеты. Лично О.К.Антоновым и под его руководством выполнено более как 50 конструкторских разработок, спроектировано и построены десятки самолетов разнообразного класса и назначение.

В августе 1947 г. осуществлен первый взлет знаменитого первенца и долгожителя О.К.Антонова - Ан-2. С 1949 г. Ан-2 строится серийно. Другого такого примера мировая практика не знает. Задуманный как сельскохозяйственный, Ан-2 быстро стал многоцелевым, получил 16 модификаций и приобрел 40 профессии, связал с промышленными центрами отдаленные горные поселки, районы тундры и тайги, стоянки буровиков, полярников, хорошо зарекомендовал себя в небе Турции, Кубы, Монголии, північноафриканських стран. Сейчас Ан-2 выпускают за лицензией польские літакобудівники.

В 1952 г. Конструкторское бюро О.К.Антонова переводят из Новосибирска в Киев. Начинается новый этап в его истории, отмеченный замечательным специализированным транспортным самолетом Ан-8. Он был оборудован двумя газотурбинными двигателями, способен был перевозить до 11 тонн крупногабаритных грузов. Схема его - объемистый фюзеляж, высоко размещенное крыло, шасси в прифюзеляжних обтікачах, большой грузовой люк - стала классической для следующих транспортных самолетов. За границей подобная модель появилась лишь через десять років.

В 1957 г. сборочный цех оставили пассажирский Ан-10 и транспортный Ан-12. Ан-10, работая на линиях 500 - 2000 км, в 1960-середине х лет занимал первое место в стране за количеством перевезенных пассажиров, грузов и почты на один самолет на год. На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 г. его было удостоен диплом и Большой Золотой медали. Ан-12, что стал одним из основных транспортных самолетов





Вернуться назад