Астрономическая наука и предусмотрения. Борьба за научное мировоззрение


Астрономическая наука и предусмотрения. Борьба за научное мировоззрение

Одна из главных требований к любой научной теории заключается в том, что теория должна предусматривать раньше неизвестные факты и явления. Способность теории предусматривать есть вместе с тем и критерием ее истинности, ее соответствия закономерностям реального мира.

В астрономии теоретические предусмотрения проверяются наблюдениями. Блестящим примером научного предусмотрения в области изучения Вселенной, предусмотрение, которые грунтується на знании законов движения планет и закона всемирного тяготения, стало открытие планеты Нептун.

Комментируя это выдающееся событие в истории природоведения, Ф. Енгельс писал, что система мира Коперника продолжительное время оставалась гипотезой, довольно убедительной, но все же гипотезой. Однако после открытия Нептуна справедливость этой гипотезы можно считать окончательно доказанной.

Методические соображения. В связи с открытием Нептуна, сделанному благодаря теоретическому прогнозированию, можно привести ученикам еще несколько примеров впечатляющих научных предусмотрений. К ним принадлежат чрезвычайно точные прогнозы на десятки и сотни лет вперед моментов солнечных и месячных затемнений, передобчислення будущих положений планет, а также сделанные в свое время на основе периодической системы элементов Менделєєва предусмотрение свойств новых химических элементов и многочисленные предусмотрения физиков-теоретиков о существовании неизвестных к этому элементарных частинок.

Рух планет и астрология. С видимыми перемещениями планет относительно созвездий, перемещениями, которые являются результатом обращения этих небесных тел вокруг Солнца, связанная очередная попытка наших предков проявить связь между небесными явлениями и судьбами людей. Речь идет об астрологии, в основе которой лежали ошибочные мистические представления о влиянии небесных светил на жизнь человека.

Астрологи считали, что будущее каждого жителя Земли «записано» на небе расположением планет и других небесных светил в момент его рождения.

На самом деле же, разумеется, никакой реальной причинной связи между расположением планет и судьбами людей нет и быть не может. Хотя бы уже потому, что планеты вообще не могут взыскивать на Землю никакого ощутимого физического влияния. Поскольку эти небесные тела не е источниками сколько-нибудь сильного электромагнитного излучения, то единому их влиянием на Землю мог бы стать гравитационное влияние. Тем не менее межпланетные расстояния есть настолько большими, а массы планет такими незначительными сравнительно из солнечной, что их гравитационное влияние на Землю, а также его колебание, связанные со взаимными перемещениями Земли и планет, практически не могут сколько-нибудь существенным образом изменять ход земных процессов. Ведь, как известно, сила тяготения ослабляется пропорционально квадрату расстояния. Поэтому даже маленькая Луна, благодаря своей близости к Земле, предопределяет на ней припливні явления, неизмеримо потужніші, чем гигант Юпитер, от орбиты которого нас отделяет около 600 млн. км.

БОРЬБА ЗА НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Астрономия большей мерой, чем любая другая наука, связанная с мировоззренческими вопросами. Это и поняло: ведь именно астрономия делает наибольший взнос у выяснение места человека и человечества во Вселенной, в изучении отношения «Человек - Вселенная».

Одним из основных положений материалистической диалектики е представление о глубоком единстве человека и мира (в частности, человека и Вселенной), хотя вместе с тем между ними существует и коренное качественное отличие - естественное и социальное.

А идеализм и религия «разрывают» мир, противопоставляют его человеку. С точки зрения объективного идеализма и религии мир есть «таинственным» и «непізнаванним», а человек є не продуктом естественного саморазвития материи, а результатом «создание».

Геоцентрическая система мира. В средние возрасты господствующее положение занимала религиозная картина мира, в основе

которой лежала геоцентрическая система Арістотеля - Птолемея, освященная церковью и сведенная в ранг непогрешимой истины.

Однако було бы неправильно самую систему Арістотеля - Птолемея считать «антинаучной». Для в свое время это была целиком научная система. Она с единой точки зрения объясняла видимые движения небесных светил и давала возможность с достаточной для практических нужд той эпохи точностью передобчислювати их будущие видимые положения на небесной сфере.





Вернуться назад