Астероиды и метеориты

Железо-каменные метеориты составляют лишь 2% найденных. По составу они делятся на палассити (железо с вкраплениями силикатов) и мезосидерити (приблизительно равное количество железа и силикатов). Их плотность 5-6 г/см3.Наиболее часто находят каменные метеориты, которые составляют 92% от всего количества. По составу они делятся на хондриты и ахондриты. Хондриты состоят из овальных краплевидних зерен (хондр) силикатов, сцементированных железом. Форма зерен свидетельствует об остывании их в условиях очень слабого тяготения. Ахондриты по составу близкие к земным породам основного ряда - базальтам и иногда содержат до 1% алмазов. Ахондриты - наиболее распространенная разновидность метеоритов. Существует предположение о том, что они являются продуктами месячного вулканизма, который выбрасывает их в поле тяготения Земли. Плотность их около 3,5 г/см3.

Приведенные данные о составе метеоритов, которые падают на Землю, служат аргументом в пользу гетерогенного строения планет. Возвращая к гипотезе о том, что метеориты являются фрагментами разрушенной планеты Фаэтон, можно установить связь планетных оболочек с классом метеоритов. На мысль А.Н. Заварицкого, ахондриты представляют собой обломки коры планеты, что малая мощность 40-50 км. Мантия Фаэтона характеризовалась ультраосновным силикатным составом, о чем свидетельствует состав хондритов. Сидеролиты и железо-каменные метеориты могли образоваться при разрушении ядра планеты.

Не удава_ у гипотез существовани планет Фаэтон, следует указа, что астероид (если суди по метеорит) по плотност и друг параметр, безусловно, близк к планет земн групп. В этой связи важность изучения состава метеоритов очевидная.

Близость химического состава планет подтверждают также данные изучения образцов месячных пород, доставленных советской станцией «Луна-16» и американскими «Аполлон-11 и 12».

Астероиды.

Вокруг Земли постоянно оборачивается несколько тысяч километровых астероидов, несколько 100-миллионов метровых и несколько миллиардов - 10-метровых в диаметре. Преобладающее их количество пока не открытая и остается вне поля зрения ученых. По оценкам отечественных и мировых исследователей, трудный «кілометровик», который способен привести к катастрофе планетарного масштаба, падает на Землю раз на десять миллионов років.

Мали планеты, или астероиды, большей частью оборачиваются между орбитами Марса и Юпитера и невидимые невооруженным глазом. Первую малую планету открыто в 1801 г., и по традиции ее назвали одним из имен греко-римской мифологии - Церера. В скором времени было найдено и другие малые планеты, названные Палладою, Вестою и Юноною. Применяя фотографию, начали открывать все более более слабые астероиды. В наше время известно свыше 3000 астероидов. На протяжении миллиардов лет астероиды время от времени сталкиваются один из одним.

По этому мнению приводит то, что ряд астероидов имеет не шарообразную, а неправильную форму. Суммарная масса астероидов оценивается лишь как 0,1 массы Земли.

Ярчайший астероид - Веста не бывает яскравішим 6-от ї звездной величины. Наибольший астероид - Церера. Его диаметр около 800 км, и за орбитой Марса даже в найсиль-ніші телескопы на таком малом диске ничего нельзя увидеть. Диаметр наименьших известных астероидов представляет лишь около километра (рис.). Конечно, астероиды не имеют атмосферы. На небе малые планеты похожие на зрении, поэтому их назвали астероидами, которые в переводе из древнегреческой означает «звездообразные». Как и для планет, для них характерное петлеподібне перемещение на фоне звездного неба. Орбиты некоторых астероидов имеют необычно большие эксцентриситеты. Вследствие этого в перигелии астероиды подходят к Солнцу ближе, чем Марс и Земля, а Ікар - ближе, чем Меркурий (рис.). В 1968 г. Ікар приблизился к Земле на расстояние меньше чем 10 млн. километров, но его совсем незначительное притягивание никак не повлияло на Землю. Временами близко подходят к Земле Гермес, Эрот и другие малые планеты.

Новые астероиды открывают каждый год. Первооткрыватель имеет преобладающее право выбрать название открытой им планеты. В наше время чаще всего астероидам присваивают имена известных ученых, героев, деятелей науки и искусства. Так, в 1978 г. было открыто астероид, который достал со временем имени Воронвелія в честь автора этого учебника.

Список литературы

1. Астрономия. Учебник. - К., 1999.