Астрономия от наблюдений до теории


Астрономия от наблюдений до теории

Наблюдение. Эксперимент. Теория. Одно из основных положений теории познания диалектического материализма заключается в том, что процесс познания человеком окружающего мира проходит в направлении от живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него - к практике.

Исходным моментом научного познания есть наблюдения разных объектов и естественных процессов. Эти наблюдения могут осуществляться как с помощью органов чувств, так и с помощью разных приборов и инструментов, которые расширяют возможности этих органов. Непосредственно или с помощью специальных устройств: электронных микроскопов, телескопов, радиотелескопов, других измерительных приборов - исследователь наблюдает течение тех или других естественных процессов, регистрирует событию, которые происходят, проводит нужны измерения.

Имея органы зрения, которые способны воспринимать видимый свет, люди начали изучать Вселенную из тех объектов, которые они могли непосредственно наблюдать на небе. И на протяжении многих столетий астрономия оставалась исключительно оптической наукой. А основным инструментом исследователей Вселенной был телескоп - прибор, который в много раз увеличивает чувствительность человеческого глазу.

Однако возможности астрономических наблюдений ограниченные натуральным ходом естественных процессов. Скажем, планету Марс исследователи Вселенной могут наблюдать в телескопы из наземных обсерваторий лишь на протяжении нескольких месяцев в пределах каждых двух лет. В сдачу времени Марс теряется в ярких лучах Солнца и практически недоступный для телескопических наблюдений. А больших противостояний Марса, когда эта планета наиближе подходит к Земле, приходится ждать годами.

В не менее сложном положении оказываются ученые при наблюдении солнечной короны - внешней оболочки нашего дневного светила. Из наземных обсерваторий в обычных условиях корону не видно: ее слабое сияние теряется в лучах солнечной фотосферы - наиболее яркого пласта солнечной поверхности, который мы и наблюдаем на небе в виде ослепительного диска.

Конечно, внутри телескопа можно установить специальную заслонку, который перекрывал фотосферу. Но этот метод дает результаты только на горных обсерваториях. Наилучшие условия для изучения солнечной короны возникают только во время полных солнечных затемнений, когда диск Луны перекрывает яркую фотосферу. Но, во-первых, полные солнечные затемнения происходят довольно редко, их повторений иногда приходится ждать годами, а в одном и поэтому самом месте полные солнечные затемнения обычно повторяются лишь через много сотен лет. Так, за все время существования Москвы, т.е. почти за 850 лет, в этом районе состоялось лишь три полных затемнения, а очередное будет наблюдаться лишь 16 октября 2126 года.

Во-вторых, полная фаза затемнений, во время которой только и можно наблюдать солнечную корону, длится лишь несколько хвилин.

Десятилетиями, а иногда и столетиями приходится ожидать появления ярких комет, прохождение Меркурия по диску Солнца, вспышек надновых звезд в нашей Галактиці. И таких трудностей при изучении космических явлений есть немало.

На отличие от наблюдателя экспериментатор имеет возможность непосредственно активно влиять на объект, который изучается (нагревать его, подвергать действию химических веществ, механических нагрузок, электрических и магнитных полей и т.п.), изменять его стан и наблюдать следствия таких изменений. Эксперимент, в принципе, может быть повторенное в любое время и которую угодно количество раз. Кроме того, в процессе исследования эксперимент можно видоизменять, вносить в его постановку определенные поправ-

ки и тем самым получать принципиально новые результаты.

Таким образом, эксперимент - дійовіший и ефективніший способ научного исследования, чем наблюдение.

Распространенной в мысль, что астрономия - наука пасив-но-спостережна и в ней, по крайней мере к созданию исследовательских космических аппаратов, не было места для эксперимента. Однако это ошибочное представление.

Поняло, дистанционный характер астрономических исследований накладывал на изучение космических явлений определенную специфику, но, с другой стороны, астрономические наблюдения, несмотря на огромные расстояния, которые отделяют исследователя от объектов, которые он изучает, совсем не такой уже пассивный способ изучения природы, как может сдаться на первый взгляд. Как подчеркивает академик В. А. Амбарцумян, и наблюдатель в большинстве случаев имеет возможность активно выбирать объекты наблюдения соответственно своим исследовательским задачам.





Вернуться назад