КАК ЧЕЛОВЕК ПОЗНАЕТ ВСЕЛЕННУЮ


научные представления имеют ограниченный характер и не могут охватить всего бесконечного разнообразия материального мира.

Выше уже было указано, что диалектический материализм выходит из признание существования объективной реальности, объекта независимо от субъекта, от его сознания. В тот же время объект и субъект рассматриваются в единстве, во взаимодействии.

Диалектический материализм признает и влияние объекта на субъект познания и активную роль последнего. Поскольку объект познания выступает через призму познавательной активности субъекта, который осуществляется на основе практики и ради практики и проверяется практикой, он является предметом познания, который не может быть полностью сведенный к объекту познания '.

В тот же время любая научная абстракция есть правомерной лишь в том случае, когда она отбивает свойству реального мира. Необходимость связи теоретических построений с реальной действительностью отмечали много дослідників. «Физика,- говорил, например, А. Ейнштейн,- имеет дело с математическими понятиями, однако эти понятия приобретают физическое содержание лишь тогда, когда их связь с объектами опыта четко определенный».

Объекты науки - это прежде всего фрагменты, аспекты материального мира, которые их выделяют в процессе познания. Однако ученые в своей познавательной деятельности имеют дело не только непосредственно с объективной реальностью самой по себе, а и с ее теоретическим образом. Это обстоятельство довольно важное: она дает возможность понять, чему разные теории, несмотря на то, что они касаются одного и того самого материального мира, приписывают ему разные свойства.

В этой ситуации нет ничего мистического. «Она объясняется тем, что разные теории могут освещать разные аспекты объективно-реального мира или одни и те же самые его аспекты, тем не менее с разной степенью глубины и точности» '.

Материя бесконечно разнообразная и неисчерпаемая, и в процессе ее познания человек выделяет, вичленовуе лишь определенные явления, объекты, связи и отношение.

Итак, научное знание отображает не только свойства объективной реальности, а и свойства пізнаючого субъекта.

Поэтому научная картина мира - это всегда конечный «срез» бесконечно разнообразной материальной действительности, характер которого зависит не только от свойств самой материи, а и от общественно-познавательной деятельности людей.

Теоретические модели. Одним из необходимых этапов научного исследования есть построение теоретических моделей объектов и явлений, Которые изучаются. Любая модель - это всегда определенная идеализация. Мы не можем исследовать явление во всех его бесчисленных и бесконечно разнообразных реальных связях. Поэтому при теоретическом моделировании какие-то связи учитываются, вичленовуються, чтобы выделить в явлении главное, а какие-то второстепенные откидываются.

К сожалению, иногда забывают, что теоретическая модель - это лишь приближенное отображение реальной действительности, своеобразный инструмент для изучения объективного мира, и ставят знак равенства между моделью и действительностью. Иначе говоря, реальному миру приписывают все свойства теоретической модели.

Поняло, если в основе модели лежат надежно установленные данные и правильно подмеченные закономерности

соответствующих естественных процессов, то она дает более или менее точное описание сущности явлений, которые изучаются. Когда бы это было не так, то построение моделей лишилось бы всякого смысла.

І все же реальную действительность и модель как отображение определенных ее аспектов отождествлять нельзя: природа всегда более богатый и різноманітніша от любой теоретической схемы.

Автоматическое перенесение свойств модели на реальный мир особенно неправомерное и опасное тогда, когда речь идет о физических и астрофизических моделях, в которых широко используется математический способ описания явлений. При этом нередко применяется в высшей степени абстрактный математический апарат.





Вернуться назад