Зори, их образование, развитие и виды

Температура поверхности наиболее горячих вироджених карликов может достигать 50-100 тыс. кельвинов. Под тонкой атмосферой такой звезды расположенная плотная масса, который имел к самому центру одинаковую температуру. Потери энергии на излучение у белых карликов сравнительно небольшие, поэтому такие звезды охлаждаются чрезвычайно медленно.Типичным примером виродженого карлика е спутник ярчайший звезды земного неба - Сіріуса - Сіріус В. Кстати, Сіріус В стал первым представителем класса вироджених звезд, выявленным астрономами...

Итак, зрении с массой, которая не превосходит 1,4 массы Солнца, после выгорания водорода превращаются в белых карликов. Если же масса звезды, которая завершает свой жизненный путь, большая за 1,4 массы Солнца, то сжатие на стадии виродженого карлика не останавливается, под действием сил тяготения оно длится дальше. Возникает так называемый гравитационный коллапс - безудержное падение вещества звезды к ее центру.

На этом этапе может произойти мощный взрыв звезды - уже известный нам вспышка надновой. При этом остаток звезды, которая взорвалась, может образовать объект, в недрах которого под действием колоссального давления электроны окажутся «впечатанными» в протоны. Протоны превратятся в нейтроны.

Нейтронная звезда - компактное, чрезвычайно плотное тело диаметром всего около 15-20 км. Средняя плотность вещества таких звезд достигает удивительной величины - 10г граммов в кубическом сантиметре. Это плотность ядерного вещества. Нейтронная звезда - это будто увеличено в много раз атомное ядро.

Интересно, что существование нейтронных звезд было теоретически предусмотрено еще в довоенные года выдающимся советским ученым академиком Л. Д. Ландау. Но проявить их удалось только в 1967 г. за непривычным импульсным випромінюванням.

Выяснилось, что генераторами этого излучения есть нейтронные звезды, которые быстро оборачиваются. Если нейтронная звезда излучает в радиодиапазоне, то рожденный ею радіопромінь будет описывать периодические круги в просторные, будто луч маяка, который оборачивается. И каждое прохождение такого луча через антенну радиотелескопа будет зарегистрировано как отдельный импульс...

Возвратим, тем не менее, к эволюции умирающей звезды. В тех случаях, когда масса нейтронного одышка превышает 3-4 массы Солнца, теория утверждает, что гравитационное сжатие должно длиться дальше. И в результате коллапса образовывается черная дыра.

Методические соображения. Теперь известно несколько космических объектов, которые предполагаемое отождествляются с черными дырами подобного типа. Однако полной уверенности в этом пока что нет, поскольку физические явления, связанные с «подозреваемыми» объектами, могут маты и другие объяснения. По мнению некоторых ученых, образование черных дыр вследствие умирания массивных звезд, если и происходит, то во всяком случае довольно редко.

«Зоря,- пишет академик В. Л. Гінзбург,- может закончить свой жизненный путь одним из четырех способов: взорваться к останку, превратиться в белый карлик или в нейтронную звезду и, в конце концов, стать черной дырой. Возможно, и некоторые известные с литературы расчеты подкрепляют это предположение, который конечный стан в форме чврної дыры достигается лишь за редким совпадением условий и параметров» '.

Вспышка надновой. Среди явлений, которые происходят в звездных мирах, одним из найграндіозніших есть так называемые вспышки надновых зір.

Согласно современным теоретическим представлениям подобные вспышки возникают на завершающем этапе существования довольно массивной звезды при переходе от стадии белого карлика к стадии нейтронной звезды или черной дыры.

В 1758 году французский астроном Шарль Мессье, что занимался поисками комет, проявил в созвездии Тельца туманное светящееся пятно, которое он принял за неизвестную комету. Однако позднее выяснилось, что на отличие от комет, которые перемещаются среди звезд, эта туманность продолжает оставаться на одном и потому самом месте. С появлением более мощных телескопов удалось рассмотреть ее детальнее. Оказалось, что туманность имеет довольно чудную форму, которая чем-то напоминает гигантского фантастического краба с многочисленными клешнями. В связи с этим туманность достала название Крабовидної.

Позднее выяснилось, что газы, которые входят в состав Крабовидної туманности, разлетаются по радиальным направлениям от определенного центра со скоростью приблизительно 100 км/с. Это означало, что около 900 лет тому все вещество Крабовидної туманности была сконцентрирована в одном месте. Что же произошло в этом районе неба в начале второго тысячелетия нашей эры?

Ответ на этот вопрос было найдено в китайских хрониках тех времен. Как выяснилось, в 1054 году в созвездии Тельца вспыхнула чрезвычайно яркая звезда. Она светила так сильно, что на протяжении трех недель ее было хорошо видно на дневном небе при светлые Солнца. Потом звезда угасшая, а на месте вспышки образовалась газовая туманность, что и достала со временем название Крабовидної.