Человек в космосе


Освоение космоса и религия. Довольно поучительно проследить, как изменялась тактика современной церкви относительно освоения человеком космоса, изменялась по мере того, как космонавтика развивалась и превращалась в один из важнейших направлений практической деятельности людей.С давних времен религиозные взгляды на мир были неразрывно связаны с представлениями о божественной природе неба - «царства небесного». Защитники религии прилагали огромные усилия, чтобы защитить «небесные сферы» от посягательств (пусть даже умственных) простых смертных. Ведь, за религиозным учением, вознесения на небо - судьба лишь святых и праведних.

В Ленинграде в Петропавлівській крепости над Пе-тровськими воротами сохранился символический барельеф, который иллюстрирует одну из поучительных религиозных легенд. Какой-либо волхв на имя Симон, взлетел на самодельных крыльях к самой верхушке дворца императора Нерона. Казалось, перед смельчаком уже открылся путь вверх, в небесное царство. Но путь ему заступил апостол Петр, который угледів в поступке волхва дьявольское действие. Наглец был сброшен назад на землю и разбился.

Развитие авиации нанесло ощутимый удар по религиозным представлением о божественной природе неба. И оставался еще космос. И защитники религии твердили, что уже туда дороги человеку нет.

Но в скором времени космические полеты стали осуществленным фактом, который невозможно было возражать даже найпереконанішим и найфанатичнішим последователям религиозного мировоззрения. На первых порах некоторые защитники религии, например, одна из итальянских католических газет, выступили даже с протестами против запуска советских искусственных спутников Земли. По их мнению, человек не только не должна была проникать в священные неба, а даже не смеет и помислити об этом. А в Западной Германии богословы серьезно обсуждали вопросы о том, или допустим человеку оставлять Землю и или не помешают спутники своим движением... ангелам.

Растерянность служителей церкви в связи с успешным осуществлением штурма космоса хорошо отобразил в своем заявлении один католический богослов. «Христианская церковь,- писал он,- еще не оправилась от удара, который Коперник нанес ее представлению о миру... А теперь загремели, как разбитые черепки, последние рештки той «мироздания», которая сводилась работой человеческих поколений на протяжении тысяч лет... Человек не может больше с надеждой поглядывать вверх, в небо, так как там кружат новые предметы, сделанные рукой человека. Потусторонний мир переместился».

Подобную мысль высказало в одной из своих передач радио Ватікану: «Развитие техники, осуществляемое человеческими руками, имеет в себе огромную опасность: человек может подумать, что именно она творец, что все созданное на Земле ее руками - дело только ее ума и рук. Но человек не творец: она открывает лишь то, что доступно ей и на что указывает ей господь бог».

Однако растерянность служителей религии довольно быстро прошла, и церковь еще раз продемонстрировала свое умение изменять тактику, приспосабливаться к разным ситуациям.

«Это божья рука,- писала итальянская католическая газета «Темпо» («Время»),-зажгла новые звезды, божья рука, которая действует в сердце и уме каждого человека... Господь посещает также и несознательных людей, которые думают, что они атеисты, а на самом деле є лишь орудием выполнения божьих указаний и начертаний».

Не считая ни на что - сохранить веру! Такой главный девиз служителей церкви. Это очень хорошо высказал папа Павел VI еще тогда, когда был міланським архиепископом кардиналом Монтіні: «Новая звездная панорама, которая открылась перед человеком, еще больше призывает ее к выполнению главного закона своего существования - к восхвалению громким голосом величия бога».

Теоретическую базу под высказывание такого рода попробовал подвести боннский католический профессор X. Дольх (кстати, один из бывших ассистентов выдающегося физика-теоретика, одного из творцов квантовой механики В. Гейзенберга).

«С выходом человека в космос,- писал он,- должна стать более убедительной основоположная христианская идея, согласно которой бог дает превращаемое человеком бытия». «Чтобы понять и уловить божественную мелодию космоса,- утверждал дальше Дольх,- одной науки довольно. Для этого нужный синтез науки, философии и теологии».

Одним словом, человеческие действия, которые имеют целью освоения космоса,- такая главная мысль католических богословов, - это выполнение божественного приказа. А вывод такой: несмотря на огромные достижения современной науки и техники, человек продолжает оставаться совсем незначительной перед лицом исполинской Вселенной, созданной богом, перед лицом божественного могущества.





Вернуться назад