Сікорський И.И. - украинский авиаконструктор

Главная - Астрономия, авиация, космонавтика - Сікорський И.И. - украинский авиаконструктор

Сікорський И.И. - украинский авиаконструктор

Родился 1889 г. в Киеве, в семье профессора-медика Киевского университета. Закончил Морской кадетский корпус (1906) в Петербурге и Киевский политехнический институт (1914). Учился также в Парижской технической школе (1906). Еще студентом пришел в восхищение авиаконструированием и целиком посвятил ему своя жизнь. В 1908-1912 гг. построил в Киеве шесть моделей самолетов и вертолет. В 1912-1918 гг. - главный конструктор авиационного отдела Русско-Балтийского вагонного завода, конструирует целую серию новых типов самолетов, среди них самолеты-гиганты «Русский витязь» и «Илья Муромец». С 1920-начала х гг. в США конструирует разные типы самолетов, в том числе пассажирские лайнеры. С 1943 г. его фирма стала ведущим производителем вертолетной техники за кордоном.

Из множества технических нововведений И.И.Сікорського следует выделить по крайней мере трое величайших его достижений, каждое из которых могло бы сделать бессмертным его имя. Это решающий взнос у создание русской авиационной промышленности и первых в мире многомоторных самолетов-гигантов в года первой мировой войны, разработка в США первых межконтинентальных пассажирских авиалайнеров, организация серийного вертолетостроения.

В июле 1909 г. на дворе своего дома в Киеве И.И.Сікорський построил первый в России вертолет и провел натурные испытания. Однако подъемная сила винтов была недостаточной.

Первый свой самолет И.И.Сікорський построил в апреле 1910 г., но недостаточная мощность двигателя не дала возможности аппарату стать первым летающим самолетом отечественной конструкции. Впервые подняться у воздуха И.И.Сікорському удалось 3 июня 1910 г. на втором самолете собственной конструкции, но при попытке сделать поворот аппарат разбился.

Более совершенной моделью стал С-5 со взлетным весом 440 кг, размахом верхнего крыла 12 г и двигателем 50 к.с., построенный в апреле 1911 г. На нем было сидение для пассажира. Это был самолет с добрыми летно-техническими и пилотажными характеристиками. На нем И.И.Сікорський сдало испытание на звание пилота, установил четыре всероссийских рекорда, осуществлял показательные полеты, катал пасажирів.

Того же года И.И.Сікорський разработал самолет С-6 с двигателем 100 к.с. и трехместной кабиной. В процессе строительства он вел испытание лобового сопротивления частей конструкции на самодельной установке. 29 декабря 1911 г. установил на этом самолету мировой рекорд скорости полета с двумя пассажирами. В марте 1912 г. он модифицировал эту модель. Самолет С-6А имел добрые летно-технические характеристики, взлетный вес его достигал 1100 кг, полезная нагрузка - 450 кг, на нем И.И.Сікорський летал с четырьмя пассажирами. Эта модель принесла конструктору заслуженную славу. На Московской воздухоплавательной выставке конструктора было награждено Большой золотой медалью, а Русское техническое общество наградило его медалью «За полезную работу в воздухоплавании и за самостоятельную разработку аэроплана своей системы, которая дала замечательные результаты».

В апреле 1912 г. И.И.Сікорського, которому исполнилось лишь 22 года, пригласили на должность главного конструктора авиационного отдела Русско-Балтийского вагонного завода. На этом предприятии родились много оригинальных летательных аппаратов, которые получили признание специалистов не только в России, а и за границей: самолет С-6Б (1912), биплан С-10, моноплан С-11 (1913). Самолет И.И.Сікорського С-7 впервые было продано за границу. Разрабатывались также учебные и тренировочные машины, гідролітак.

Новый этап деятельности И.И.Сікорського-конструктора связанный с переходом его к другому направлению авиации - трудного самолетостроения. Весной 1913 г. построено принципиально новый самолет «Русский витязь», который за размерами и массой в несколько раз преобладал все известные самолеты. Это был гигантский биплан, оснащенный четырьмя двигателями, с большой закрытой пилотской кабиной и удобным пассажирским салоном.

10 декабря 1913 г. поднялся у воздуха знаменитый «Илья Муромец», настоящий воздушный корабль. Он имел комфортабельный пассажирский салон с электрическим освещением, площадь его крыльев втрое преобладала «Русского витязя». В 1914 г. на «Ильи Муромце» был установлен мировой рекорд грузоподъемности.

На второму «Ильи Муромце» экипаж во главе с И.И.Сікорським осуществил уникальный перелет Петербург - Киев и назад. Киевское общество воздухоплавателей наградило знаменитого земляка золотой медалью с надписью «Знаменитому витязю русского воздушного океана Игорю Сікорському». Армия оценила «Илью Муромца» как уникальное средство далекой разведки и нанесение бомбовых ударов, и Балтийский завод получил заказ на производство самолетов этого типа.