ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЗВЕЗД

6.Туча становится звездой

7."Первый вопль" новорожденной звезды

8.Какие звезды рождаются

9.Молодежи звездные коллективы

Рождение звезд - процесс таинственный, скрытый от наших глаз, даже вооруженных телескопом. Лишь в середине ХХ в, астрономы поняли, что не все звезды родились одновременно в далекую эпоху формирования Галактики, что и в наше время появляются молодые звезды. В 60 - 70-и гг. была созданная первейшая, еще очень грубая теория образования звезд. Позднее новая наблюдательная техника - инфракрасные телескопы и радиотелескопы миллиметрового диапазона - значительно расширила наши знания о зарождении и формировании звезд. А начиналось изучение этой проблемы еще во времена Коперника, Галілея и Ньютона.

Открытие межзвездного вещества

Газовые тучи выглядят на небе как туманные пятнышки. Н. Пейреск в 1612 г. впервые упомянул о Большой туманности Ориона. По мере совершенствования телескопов были выявленные и другие туманные пятна. В каталоге Шарля Мессьє (1783 г.) их описано 103, а в списках Вильяма Гершеля (1818 г.) отмечено уже 2500 объектов "не звездного вида". В конце концов, в "Новом общем каталоге туманностей и звездных сосредоточений" Джона Дрейера (1888 г.) значится 7840 незвездных об'єктів.

На протяжении трех веков туманности, особенно спиральные, считались сравнительно близкими образованиями, связанными с формированием звезд и планет. Гершель, например, был абсолютно уверенный, что он не только нашел множество туч дозіркової вещества, но даже собственными глазами видит, как это вещество под действием тяготения постепенно изменяет свою форму и конденсируется у звезды.

Как позднее выяснилось, некоторые туманности действительно связанные с рождением звезд. Но в большинстве случаев светлые туманные пятна оказались не газовыми тучами, а очень далекими звездными системами. Так что оптимізм астрономов был преждевременным и путь к тайне рождения звезд стоял еще длинный.

В игру вступают физики

К середине XIX в. физики могли применить к звездам газовые законы и закон сохранения энергии. С одной стороны, они поняли, что звезды не могут светить вечно. Источник их энергии еще не был найден, но, которым бы оно не оказалось, все равно возраст звезды отмерянный и на смену стариком должны рождаться новые звезды.

С другой стороны, те яркие и горячие тучи межзвездного газа, которые смогли проявить астрономы в свои телескопы, явным образом не устраивали физиков как предполагаемое вещество будущих звезд. Ведь горячий газ стремится расширяться под действием внутреннего давления. И физики не были уверены, что гравитация сможет победить давление газа.