Фирма Анатра и ее самолеты (Из истории авиационной промышленности Украины)


Опыт гражданской войны убедил советских военных в чрезвычайно важной роли, которую могут сыграть в боевых действиях большие соединения конниц. Итак не удивительно, что первым советским серийным самолетом постоянная машина, созданная В. Хіоні специально для связи и сопровождения кавалерии в рейдах. Именно таким назначением и объясняется кое-что странное название самолета - “Горбоконик” (русской - “Конек-Горбунок”). Официально же самолет назывался “Хіоні” №5. При создании этой машины конструктор использовал большей частью узлы предыдущих моделей - “Анаде” и “Анасаль”. Двигатель был итальянским, марки “Фіат”, мощностью 100 к.с. [9, 297]. Весной 1923 г. “Хіоні” №5 вышел на летные испытания, которые, однако, продемонстрировали несоответствие летных характеристик машины требованиям военных. Был сделан вывод о целесообразности использования самолета лишь в качестве учебного. В 1924 г. “Хіоні” №5 был запущен в серийное производство на ГАЗ №11 под обозначением В-8. К осени 1924 г. в Одессе выстроили 31 такой самолет. Тем не менее на вооружение советской военной авиации “Горбоконик” так и не попал. Вместе с тем все построенные самолеты были оборудованы устройствами для распыления отрутохімікатів и к 30-х гг. использовались в сельскохозяйственной авиации. В таком варианте один из самолетов демонстрировался на международной авиационной выставке в Берлине в 1928 г., где получил положительную оценку специалистов [1, 103-104].

Самолеты, произведенные в Одессе, надолго пережили свой завод. Советское руководство в 20-те гг. проводило линию на укрупнение и сокращение количества авиапредприятий. Соответственно этому, в мае 1924 г. ГАЗ №11 был реорганизованный и получил название “Государственные авиационные мастерской №7” (русская аббревиатура - “ГАМ №7”) [1, 103]. Выпуск самолетов в Одессе окончательно прекратился и в дальнейшем здесь осуществлялся лишь их ремонт.

Подытоживая сказанное, можно сделать следующие выводы. Благодаря объединению усилий энтузиастов авиации и предпринимательского капитала в Одессе в 1912 г. был создан авиационный завод “Анатра” - первое такое предприятие на территории Украины. Общая отсталость Русской империи от передовых стран обусловила необходимость широкого применения иностранного опыта при организации такого сложного производства, как авиационное. Это достигалось путем закупки лицензий и привлечение заграничных специалистов, и благодаря этому удалось создать довольно современное предприятие. В годы Первой мировой войны объем производства фирмы “Анатра” значительно возрос и она вышла на одно из первых мест среди родственных предприятий Русской империи за количеством и техническим уровнем изготовленных самолетов, степенью технического оснащения и количеством работающих. Однако революционные события и гражданская война серьезно подорвали производственные мощности заводов “Анатра”. После утверждения большевистской власти заводы фирмы были национализированы, тем не менее новым властям так и не удалось наладить их эффективную работу, и к 20-середины х гг. авиазаводы бывшей фирмы “Анатра” прекратили существование.

Источника и литература

Савин В.С. Авиация в Украине. Очерки истории. - Х.: Основа, 1995.

Дузь П.Д. История воздухоплавания и авиации в России. - Г.: Машиностроение, 1989.

Александрова А.О. Самолеты отечественной конструкции. - С.-Пб.: Цитадель, 1996.

Александрова А.О., Петров Г.Ф. Крылатые пленники Росии. - С.-Пб.: Б.С.К., 1997.

Кондратьев В. Фронтовые самолеты Первой мировой войны. В 2-х ч. - Г.: Техника - молодежи, 1997. - Ч. 1.

Центральный государственный архив вышестоящих органов власти и управление Украины, ф. 1076, оп. 1, спр. 24, арк. 49.

Кондратьев В., Хайруллин М. Одесские “французы” в русской авиации // Авиамастер. - 2000. - №5. - с. 8-25.

Hornat J. Anatra DS Anasal // Letectvi+kosmonautika. - 1989. - № 4. - S. 35.

Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР до 1938 года. - Г.: Машиностроение, 1978.

Декреты Советской власты. - Г.: Наука, 1957. - Т. 1.

Кондратьев В., Хайруллин М. Авиация гражданской войны. - Г.: Техника - молодежи, 2000.





Вернуться назад