Фирма Анатра и ее самолеты (Из истории авиационной промышленности Украины)


Кроме машин собственной разработки, “Анатра” продолжала выпускать и лицензионные французские машины. В конце 1916 г. рядом с заказами на 700 разведчиков “Анатра”-Д, фирма получила контракты на поставку истребителей “Н'юпор”-XVII (заказано 100 самолетов, тем не менее ни один из них, вероятно, так и не был построенный) и учебных самолетов “Фарман”-VII (200) [2, 53-56].Осенью 1917 г. фирма “Анатра” представляла собой мощное промышленное объединение. Основные ее производства размещались в разных районах города Одесса. Здесь располагались деревообрабатывающий, механический, слесарный, сварочный, сборочный, малярный цеха, состав, испытательный аэродром и другие вспомогательные производственные подразделы [2, 75-76]. В 1916 г. началось сооружение отделения фирмы в Симферополе. Это было целиком самостоятельное предприятие с полным циклом производства самолетов - от заготовки материалов к летным испытаниям готовой продукции. На новом предприятии вводились найпередовіші к тому времени технологические процессы. Например, при составлении самолетов предполагалось в невиданных до сих пор в русской авиапромышленности масштабах использовать сваривание - на симферопольском заводе оборудовалось 18 сварочных постов. Вводилась французская технология механизации малярных работ с использованием пульверизаторов. Широко застовувалися полуавтоматические станки и винторезные автоматы [1, 83-84]. Уже в конце 1916 г. в Симферополе были составлены первые самолеты. Здесь же, кроме авиазавода, фирма создавала и моторостроительное предприятие, где предполагалось выпускать за французской лiцензiєю одни из лучших авіадвигунiв того времени - восьмициліндрові “Iспано-С'юїза” потужнiстю, в зависимости от модификации, 150-220 к.с. В начале 1917 г. были завершены сооружения основных цехов, а еще за несколько месяцев перед этим - заключены контракты на поставку необходимого оборудования и полуфабрикатов iз Франции и Испании. Тем не менее после Февральской революции поставки из-за границы затормозились и предприятие так и не вышло на проектную мощность - 30 двигателей на месяц [2, 72]. Принимая участие в производственной кооперации, фирма “Анатра” наладила также производство разных видов стандартных деталей - болтов, тандерів и т.п., - поставляя их на ряд других авіазаводів.

В 1917 г. на двух заводах фирмы “Анатра” работало свыше 330 служащих и около 2100 рабочих. Неплохим было технологическое оснащение - около 200 станков разных типов (первое место среди авиазаводов России). За 1914-17 гг. “Анатра” выстроила свыше 1100 самолетов (1056 в Одессе и около 50 в Симферополе), занимая за этим показателем третье место среди авиационных фирм России [9, 254-255]. Потенциальная мощность фирмы станом на осень 1917 г. составляла 80 самолетов на месяц, из них 60 - на одесском заводе и 20 - на симферопольском.

Период из ноября 1917 по апрель 1918 гг. характеризовался для фирмы “Анатра” почти полным прекращением производственной деятельности. Ні власти УНР, ни большевики не смогли использовать ее производственные мощности в своих интересах, хотя последние даже сделали попытку национализировать сiмферопольське вiддiлення фiрми, выдав наприкiнцi декабря 1917 г. соответствующий декрет Рады народных комісарів [10, 347-348].

После заключения Брестского мира большевики делали бесшабашные попытки вывезти из территории Украины военное имущество и оборудования промышленных предприятий. С этой целью 6 марта 1918 г. к Одессе прибыли их представители В.Евстигнеев и А.Сергеев. Однако организовать вывоз оборудования завода “Анатра” им не удалось: на помехе стали местные рабочие-анархисты, которые, грозясь бомбами, выгнали большевиков из завода [11, 6]. Фирма “Анатра” попала под полный контроль австро-венгерских оккупационных властей. Австрійці захватили на заводе “Анатра” свыше 240 готовых самолетов - 111 “Анасалей”, 63 “Анаде” и 68 “Фарманів”. Кроме того, еще 149 “Анасалей” находилось на заводе в разной мере готовности [11, 7]. Морально устаревшие “Фармани” и маломощные “Анаде” не заинтересовали австро-венгерское командование, а вот “Анасалі” были признаны целиком пригодными для использования. 5 мая 1918 г. завод “Анатра” получил заказ на поставку двухсот самолетов “Анасаль” для Австро-Венгрии. При этом особенно отмечалось высокое качество изготовления узлов самолета, недосягаемое на австрийских предприятиях [4, 9]. Уже 10 июня новому заказчику была передана первая партия самолетов - 42 машины, а в августе - еще 51. Для цісарсько-королівського войска “Анасалі” поставлялись, большей частью, в невооруженном учебном варианте [12].

Далеко не все изготовленные на их заказ самолеты австрійці успели вывезти из Одессы. До 25 октября 1918 г. к Австро-Венгрии было отправлено лишь 66 “Анасалей” [4, 9], 23 из них после распада империи попало к чехословацким военно-воздушным силам. Когда в ноябре 1918 г. в Одессе высадились интервенты Антанты, они проявили на заводе “Анатра” 123 самолета “Анасаль”. Эти машины были переданы деникинцам, которые отправили в злому-злом-злому-секущему-злому 1919 г. 30 таких самолетов в Севастополь для использования в авиашколе и еще несколько десятков - в Новороссийск и дальше на Северокавказский фронт [11, 45]. После этого производственная деятельность фирмы “Анатра” на некоторое время прекратилась и была восстановлена лишь после окончательного установление на юге Украины и в Крыму советской власти.Новые власти национализировали фирму, разделив ее на два самостоятельных подраздела. Одесский завод “Анатра” стал “Государственным авиационным заводом № 11”, или сокращенно - ГАЗ №11, а симферопольский получил название “ГАЗ №15”. В Симферополе выпуск самолетов так и не был восстановлен, и в 1922 г. ГАЗ №15 прекратил свое существование. Одесский же завод в 1921-22 гг. выпускал для советского военного ведомства крайне устаревшие учебные самолеты “Фарман”-ХХ. Продлевались и работы по созданию новых самолетов. Конструкторский отдел ГАЗ №11 возглавил В.Хіоні, который продолжал совершенствовать свой двухмоторный самолет “Анадва”. Эта машина получила название “Хіоні” №4 и в 1921-23 гг. испытывалась в Одессе и Москве, тем не менее была признанная устаревшей и в серийное производство запущенная не была. После испытаний исследовательский самолет використовувся как учебный в Школе стрельбы и бомбометание в Серпухове [1, 103].





Вернуться назад