Или существуют надцивілізації

Тем не менее с такой точкой зрения нельзя согласиться. Извращение научной истины с целью заигрывания, ради сомнительной надежды предрасположить таким образом внимание к науке ни к чему доброго привести не может.

Наоборот, подобный подход неизбежно должен нанести неизмеримый ущерб воспитанию диалектико-материалистического мировоззрения, научного отношения к миру. Сила науки заключается в том, что она несет людям правду. И современному человеку необходимо научиться эту правду надлежащим образом воспринимать и руководствоваться ею в практической деятельности.Сознательное же извращение научной картины мира ради создания иллюзии любопытства лишь деформирует мировоззрение и создает у людей ложное представление и о науке, и об окружающем миру. Невольно может сложиться впечатление, что роль науки - в погоне за сенсаціями, за невероятными открытиями, в обязательном опровержении общепринятых представлений.

Тем временем любопытство науки - в другом: раскрывая объективные закономерности природы и общества, она дает человеку настоящее знание об окружающем миру, возможности понять этот мир, определить в нем свое место, дает понимание причинно-следственных связей,

т.е. самое то, чего не может дать білянаукова мифология. Другими словами, наука дает человеку реальные ценности, а білянаукова мифология поставлял ей только иллюзии.

Любопытство науки - и в атмосфере непрерывного поиска, который пронизывает ее, в проникновении в неизвестное, в конце концов, в потому, что научные открытия превращаются в технические и технологические свершения, которые несут практическую пользу людям.

ВСЕЛЕННАЯ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО

Еще сравнительно недавно вся практическая деятельность людей была ограничена сугубо земными рамками. Теперь положение изменилось. Свершение человечества приобретают глобальные и даже космические масштабы. В этих условиях мы уже не можем игнорировать то обстоятельство, которое средой нашего проживания в не только Земля, а и вся наша Вселенная. Мы - часть Вселенной и подчиняемся действующим во Вселенной физическим закономерностям. На это обстоятельство еще в пятидесятые года обратил внимание советский космолог А. Л. Зельманов: «Человек наблюдает и изучает в окружающем миру явления определенного типа, так как явления другого типа происходят без свидетелей».

Со временем английский ученый Картер, перефразируя известное высказывание Декарта, сформулировал тот самый принцип в парадоксальнішій форме: «Я мыслю, тому Всесвіт такой, которым он есть».

Эти утверждения вошли в современную науку под названием «принципа Зельманов - Картера» или «антропного принципа».

Аналогичные идеи можно встретить и в работах других современных физиков и астрофизиков. Так, выдающийся современный физик, ученик А. Ейнштейна Д. Уїлер в одной из своих работ написал, что существующего во Вселенной порядка вещей могло и не быть без человека, но, поскольку е человек, Вселенная именно такой, какой он есть.

Другой известный учен-английский астрофизик Ц. Девіс в своей книжке «Пространство и время в современной картине Вселенной» высказывает подобную мысль о том, что наличие жизни накладывает ограничения на свойстве Вселенной,- они должны быть той или другой мерой определенными.

Понимать все это надо так: в другой Вселенной, которая имеет другие свойства, мы просто не могли бы появиться и существовать. Самое существование человека и человечества предопределяется и обеспечивается определенными свойствами мироздания.

Одной из важнейших свойств нашей Вселенной, как мы уже знаем, у его расширение, благодаря которому взаимные расстояния между галактиками (точнее сосредоточениями галактик) со временем возрастают. Вследствие взаимного отдаления звездных систем наблюдатель, хочби на котором из звездных островов он не находился,. проявит в випроміненні других галактик так называемое красное смещение спектральных линий. Это явление, которое известное под названием эффекта Доплера, возникает в тех случаях, когда источник электромагнитного излучения от нас отдаляется. И чем большая скорость отдаления, тем более сильный сдвиг спектральных линий. В случае приближения источника спектральные линии смещаются в сторону фиолетовой части спектра.

Казалось бы, характер движения галактик не должен иметь для нас абсолютно никакого значения - ведь эти звездные системы находятся от Земли на огромных расстояниях, в сотне тысяч, миллионы и даже миллиарды световых лет. Тем не менее на самом деле их розбігання тесно связанное с самым фактом нашего существования.