Как человек познает Вселенную

Главная - Астрономия, авиация, космонавтика - Как человек познает Вселенную

Для религиозного человека критерием истинности является слепая вера, а для ученого-материалиста - практика в самом широком значении этого слова. Именно практика - наблюдение, эксперименты, сопоставления выводов науки с реальной действительностью, применение научных данных в производственной и другой деятельности людей дает возможность ученым отбрасывать ошибки и неуклонно продвигаться по пути все более глибшого познания объективного мира.

Таким образом, слепая вера фактически противостоит не знанию, как иногда не совсем точно утверждают, а практической деятельности людей как критерия истинности наших представлений об окружающей действительности.

Человек пізнаюча. Ядром материализма является философская категория материи. Материя - это объективная реальность, которая существует независимо от человеческого сознания и отображается ею. Материя несоздаваема, незнищенна и неразрывно связанная с движением, изменением.

Объективная реальность - это материальный мир в целому во всех его формах и проявлениях. Объективная реальность существует независимо от нашего сознания и е первичной относительно нее'.

Понятие материи как объективной реальности - это предельно широкое, обобщенное философское понятие. В нем отображенные наиболее универсальные характеристики явлений, процессов, отношений и вещей окружающего материального мира. Понятие материи - результат, произведенный в процессе практически-познавательной деятельности человечества, итог практического опыта человеческого общества.

Фундаментальное положение материализма - представление о единстве мира, которая заключается в его материальности. В мире нет ничего, кроме материи, которая выступает в разных конкретных формах, например в форме вещества или разных полей: электрических, магнитных, гравитационных и т.д. При этом одни формы материи могут переходить в другие, например вещество у излучение и наоборот.

Свойства реального мира и его закономерности существуют независимо от человека и человечества; при этом не имеет значения, или открытые они наукой или нет. Иначе говоря, они существуют объективно.

Однако нельзя забывать о том, что познает окружающий мир именно человек. Познание - это, по крайней мере в условиях земной цивилизации, всегда человеческое познание, отображение объективного мира человеком, субъектом. И характер этого отображения зависит как от свойств объектов, которые изучаются, так и от нужд, свойств и возможностей человека. В частности, именно последняя во многом определяет выбор объектов для научного исследования. Например, мы уже отмечали, что человек начал исследование Вселенной из изучение небесных светил потому, что имела орган зрения, способен воспринимать видимый свет. А если бы этот орган был чувствительным не к видимому

света, а, скажем, к радиоволнам, то Вселенная казалась бы человеку другим: она «видела» бы его космические объекты, которые являются источниками радіовипромінення, и начала бы изучение Вселенной «с другой стороны». В результате построение научной картины мира происходило бы другим путем, и она могла бы на это время заметно отличаться от той, которая фактически существует в нашу эпоху.

Таким образом, научное познание мира - это всегда процесс субъект-объектного взаимодействия, в основе которого лежит практическая деятельность людей. Диалектический материализм выходит из признание существования объективной реальности объекта независимо от субъекта, от его сознания. Вместе с тем объект и субъект рассматриваются в единстве, во взаимодействии. Субъект - это общественный человек, который познает и изменяет материальный мир, активный носитель деятельности, которая возникает на основе общественной практики. Под субъектом в разных ситуациях можно понимать и отдельный человека и человеческие коллективы, социальные сообщества и группы людей и даже все человеческое общество в целом. Объект - то, на что направленная познавательная или любая другая деятельность субъекта. Субъект в процессе своей общественно-исторической практической деятельности превращает объект, «очеловечивает» его.

В тот же время следует различать объективную реальность и предмет познания. Предмет познания - это зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства и отношение объектов, которые их исследуют с определенной целью в данных условиях и обставинах.

Было бы в корне неправильно ставить знак равенства между объективной реальностью, которая существует независимо от нашего сознания, и предметной действительностью, которую выделяет пізнаючий субъект в процессе научного познания.Другими словами, нельзя отождествлять философскую категорию материи с теми или другими естественно-научными представлениями о ней. Любые естественное-