Как человек познает Вселенную

Главная - Астрономия, авиация, космонавтика - Как человек познает Вселенную

После ряда последовательных шагов, последовательных усовершенствований гипотеза превращается в теорию, которая охватывает на основе надежно установленных естественных закономерностей большое число фактов и какая способна предусматривать новые факты, еще неизвестные.

Таким образом, соответствие научных представлений реальной действительности достигается постепенно, и она есть всегда лишь частичной и неполной, так как даже найдосконаліша научная теория не может во всех отношениях отвечать явлениям, которые их она описывает.

С другой стороны, ни одна научная теория, которое бы широкий круг явлений она охватывала, не может быть «истиной в последней инстанции». В бесконечно разнообразном миру всегда будут существовать явления, «расположенные» за пределами этого круга.

Поскольку мир есть бесконечно разнообразным, то никакой фактически достигнутый уровень знаний не гарантирует от возникновения новых фактов и новых вопросов. Быстрее наоборот. И, наверное, правых один старинный мудрец, который сказал, что, чем более широким есть круг наших знаний, тем большая и линия прикосновенья с невідомим.

Поэтому, которым бы не был большим объем существующих знаний, перед учеными всегда стоит и будет стоять вопрос: «Чего мы еще не знаем?»

Открытие явлений, которые лежат за пределами применимости той или другой научной теории, приводит к построению более общей теории, которая в возможности охватить как предыдущие факты, так и новые. При этом бывшее знание не откидывается целиком. Откидываются только «ошибки», подтвержденные же опытом научные теории, которые существовали раньше, в пределах своей применимости сохраняются. Но эти границы определяются четче. А предыдущие теории включаются как частичные или предельные случаи в новые, более общие теории. Это положение, которое достало название принципа соответствия, есть одним из краеугольных каменьев методологии научного познания.

В основе любой научной теории лежит опыт, изучение реальных свойств окружающего мира. Никакая теория, которая претендует на правильное отображение реальных явлений, не может быть независимой от опыта.

Однако в некоторых случаях логические построения и математические выкладки настолько далеко отводят теорию от исходных фактов, которая возникает иллюзия возникновения и существование теории самой по себе, независимо от реального мира.

Английский мыслитель Бертран Рассел как-то сказал: математики обычно говорят так - если правильно то, то правильно и это; таким образом, математики никогда не знают, о чем они говорят, и или правильно то, о чем они говорят. Поняло, Бертран Рассел кое-что сгустил краски. Тем не менее безоговорочным есть одно: большинство теоретических построений и не только в математике, а и в физике, и в астрофизике конструируются именно за тем самым формально-логическим принципом, о котором вспомнил Рассел. Логическая машина имеет завидную способность перерабатывать любую заложенную у нее информацию независимо от того, чему именно она отвечал в реальной действительности.

Ошибочное представление о независимости теории от объективного мира усиливается тем обстоятельством, которое в ряде случаев теоретические конструкции, несмотря на свою сложность, багатоступінчастість и абстрактный характер, дают правильные результаты, подтверждаемые практикой.

С точки зрения некоторых буржуазных философов, теория, если только она логически непротиворечивая, есть непогрешимой. И если выводы такой теории при исследовательской проверке не совпадают с действительностью, то причина таких незбі-гів может заключаться только в погрешностях опыта, но ни в коем случае не в недостатках теории. Логически непротиворечивая теория не может подвергаться сомнению.Подобной идеалистической точки зрения соблюдают не только философы-идеалисты, но и некоторые природодослідники на Западе. Так, английский астроном Э. Мілн заявил, что он будет выслушивать только те замечания своих критиков, которые касаются сугубо математической стороны его теории. Такое заявление стало прямым следствием философской позиции Мілна, изложенной им в книжке «Христианская идея бога». Опыт должен занять подчиненное положение, твердил он, и отвечать картине Вселенной, которую мы можем вывести чистым розумом.

Другой английский ученый - известный физик А. Бддінгтон считал, что все законы природы якобы можно вывести без помощи опыта, исключительно путем логических соображений, на основе чистого ума.

В самом деле, в ходе теоретических исследований ученые выдвигают те Или другие предусмотрения и предположения. А потом теоретическим путем из них выводятся всяческие возможные следствия. Но дело в потому, что в основе таких исходных предположений всегда лежат или уже существующие, проверенные на опыте теоретические представления, или конкретные реальные факты. А добытые выводы в свою очередь с помощью наблюдений и экспериментов сопоставляются с существующим в природе станом вещей. Поэтому было бы неправильным твердить, что физики и астрономы «не знают, о чем они говорят».