Как человек познает Вселенную

Главная - Астрономия, авиация, космонавтика - Как человек познает Вселенную

Анализируя закономерности научного познания, В. И. Ленин в своих «Философских тетрадях» определил главную, основоположную черту человеческой деятельности по изготовлению новых знаний очень точной и вместительной формулой: «Истина есть процесс» '.

Если бы процесс познания завершался на стадии наблюдений, то у человека могли бы составляться неправильные, ошибочные представления об окружающем миру. Тем не менее, как мы видели, наблюдение - лишь первый степень познания. Данные, добытые путем наблюдений, обобщаются и перерабатываются в результате действия мышления, которое истолковывает, интерпретирует эти данные и создает для их объяснения разные идеи, гипотезы и теории.

Таким образом, процесс развития науки - это движение человеческого познания к абсолютной истине через бесконечный ряд расширяемых и поглиблюваних относительных істин.

Чтобы убедиться в том, что изменяемость научных представлений не является свидетельством немощности науки, ее недостоверности, ее неспособности проникнуть в глубинную сущность явлений, как это твердят современные защитники религии, попробуем выяснить, чему и как происходят найістотніші, кардинальные изменения научных представлений, которые служат причиной коренную изменения видения мира - научные революции.

Развитие науки, наших знаний о миру - это диалектический процесс, это бесконечная цепь последовательных приближений, каждое из которых исправлял и дополняет предыдущие представления.

Не только материальный мир, а и любой реальный объект, то ли звезда или галактика, электрон или атом, неисчерпаемые.

Поэтому научное познание не может охватить сразу объект, который нас интересует, во всем множестве его связей и отношений. Единый реальный путь изучения окружающего мира - это метод последовательных приближений, неуклонное и настойчивое расширения и углубления наших знаний. Перефразируя ленинские слова, можно определить научное познание как движение к абсолютной истине через ряд истин відносних.

«Каждая степень в развитии науки,- писал Кант,- прибавляет новые зерна к этой сумме абсолютной истины, но границы истины каждого научного положения относительные, будучи то розсовувані, то звужувані дальнейшему ростом знания».

І в другому месте:

«...Мы будем приближаться к объективной истине все больше и больше (никогда не исчерпывая ее)...».

При этом Кант особенно подчеркивал, что «границы приближения наших знаний к объективной, абсолютной истины исторически условные, но безусловное существование этой истины, безусловное то, что мы приближаемся к ней».

Анализ и осмысления фактов приводят к построению гипотез - теоретических конструкций, призванных связать все известные факты в единую систему, объяснить их с единой точки зрения.

Но гипотеза - это только первое приближение к действительности, поскольку она обычно строится на ограниченной

количества фактов. Гипотеза - это быстрее рабочий инструмент, который дает возможность упорядочить изучение проблемы, организовать дальнейший научный поиск, в частности определить пути выявления новых дополнительных фактов, способных углубить наше знание в данной области.В результате дальнейших исследований, а иногда прогресса в сопредельных областях природоведения приоткрываются новые, неизвестные раньше факты. Какая-то их часть может хорошо вкладываться в существующую гипотезу, содействуя ее уточнению и углублению. Но некоторым фактам даты удовлетворительное объяснение в пределах действующей гипотезы не удается. Могут быть также выявленные факты, которые вступают с ней в прямое разногласие.

Это приводит к просмотру существующей гипотезы, ее видоизменение и обобщение для того, чтобы она охватила все известные факты - и старые, и новые. В каких-то случаях от первичной гипотезы приходится даже полностью отказываться.

Отмечая роль гипотез в развитии природоведения, Ф. Енгельс писал: «Формой развития природоведения, поскольку оно мыслит, е гипотеза. Наблюдение открывает какой-нибудь новый факт, который делает невозможным старый способ объяснения фактов, надлежащих к той самой группе. Из этого момента возникает потребность в новых способах объяснения, которая опирается сперва только на ограниченное количество фактов и наблюдений. Дальнейший исследовательский материал приводит к очищению этих гипотез, отстраняет одни из них, исправляет вторые, пока, в конце концов, не будет установлен в чистом виде закон. Когда бы мы захотели ждать, пока материал будет готов в чистом виде для закона, то это означало бы прекратить до тех пор мисляще исследование, и уже через одно это мы никогда не достали бы закона».