Как человек познает Вселенную


Еще одна важная черта современного научного подхода к познанию мира - представление о том, что в природе нет абсолютной определенности заведомо. Существует объективная случайность. Однако случайные события и явления также подчиняются объективным закономерностям - статистичним.

К характерным особенностям современной науки (речь идет в данном случае о советской науке) принадлежит и ее тесная связь с философией диалектического материализма.

Таким образом, для современного природоведения характерный динамический подход к изучению природы, четкое понимание настоящего характера естественных явлений, бесконечного разнообразия окружающего мира, относительности

любого достигнутого уровня знаний, необходимости безнастанного поиска нового, глубокое осознание диалектического характера процесса научного познания.

Эти принципы е важными не только для научной, а и любой практической деятельности современного человека.Методические соображения. Важно сделать ударение на потому, что стиль современного научного мышления, научного подхода к познанию окружающего мира и его явлений коренным образом отличается от религиозного.

При этом, поскольку основоположные фундаментальные представления религии со временем практически не изменяются, не испытал никаких важных изменений и «религиозный комплекс», о котором шло в начале книжки, а также соответствующий ему религиозный стиль мышления.

Овладение научным стилем мышления, научным подходом к осмыслению действительности - необходимое условие формирования последовательного, атеистического, диалектико-материалистического мировоззрения. И на эту сторону вопроса в работе по атеистическому воспитанию школьников следует обращать найсерйознішу внимание.

А для того чтобы выработать в самом деле научный стиль мышления, научиться воспринимать окружающую действительность из научных позиций, нужное активное освоение опыта научного познания мира, его всестороннее осмысление из позиций диалектико-материалистической философии.

Именно это обстоятельство требует детального рассмотрения в нашей книжке вопросов, связанных с методологией современного научного исследования.

Познаваемость мира. Когда человек начинал на нашей планете свою творческую деятельность, в ее распоряжении не было ничего, кроме земли, воды, воздух и тех живых организмов, к появлению которых привел саморазвитие животного и растительного мира. Много веков нужно было для того, чтобы из этих исходных продуктов создать то большое многообразие предметов и объектов, которое представляет материальный фундамент современной цивилизации. И в основе этого

творческого процесса лежал процесс познания человеком окружающего мира и его закономерностей.

Материальный мир бесконечно разнообразный, безграничный также процесс его познания. Поскольку все без исключения явления природы имеют естественные причины и подчиняются натуральным закономерностям, то эти причины в принципе могут быть выявленные и познанные человеком.

Однако история знает много случаев, когда некоторые ученые высказывали пессимистические взгляды относительно перспектив и возможностей дальнейшего развития науки, ее способности решать те или другие задачи. Например, древнегреческий философ-идеалист Платон, иллюстрируя представление о непознаваемости окружающего мира, привел образ пещеры, на стены которой лучи света отбрасывают лишь тени разных предметов. Тени - это все, что может наблюдать человек, и ей никогда не постигнуть сущности тех предметов, которые эти тени отбрасывают.

Время от времени появлялись суждение о невозможности решения тех или других конкретных проблем, которые возникали перед учеными в процессе изучения космических явлений. Типичным примером такого рода е приведенное в учебнике из астрономии утверждения буржуазного философа Огюста Конта, который заявил, что никогда и никаким способом человек не сможет справиться о химическом составе Солнца и звезд. Однако не прошло и двух десятилетий, как открытие спектрального анализа показало полную невозможность подобной точки зрения.

І это - типичный пример! За всяким разом развитие науки одолевало границе, которые казались непреодолимыми.





Вернуться назад