Развитие космонавтики в СССР после Второй мировой войны к сегодня

С каждым годом все дальше и дальше идет у глубь истории тот светлый апрельский день, когда в невероятной поспешности, несмотря на многочисленных трудностей и опасности, человек впервые прорвался в пространства неизведанного космоса. Первый гражданин Вселенной, как дружно прозвали Юрия Алексеевича Гагаріна в свое время журналисты, проложил для нас манящую вдаль тропинку в космическую высоту. За 42 года, которые прошли из радостного и многообещающего весеннего дня 1961 года, в космосе побывали более 400 человек, а продолжительность непрерывного полета увеличилась с 108 гагаринских минут к рекордным 438 дням, которые принадлежат В.Полякову (станция "Мир", 1994-1995 г.).

Давно уже люди побывали на Луне, научились продолжительное время жить и плодотворно трудиться в условиях коварной невесомости, но многое из того, о чем страстно мечтали пионеры космонавтики, в том числе талантливые советские конструкторы С.Королев и В.Глушко, так и не стало реальностью. К числу нереализованных идей можно отнести как проекты месячных поселений, так и пилотированных полетов на Марса, где давно уже должны были, соответственно словам любимой песни первых космонавтов, "яблони цвести".

Если на начальном этапе космической эры достижения человечества были просто фантастическими, то на протяжении нескольких десятилетий темпы бешеной всеохватывающей гонки заметно снизились, страсти постепенно утихомирились, и космонавтика перешла к планомерному и более обдуманному движению вперед.

Если полет Ю.Гагаріна состоялся всего через 3,5 года после запуска первого искусственного спутника Земли ПС-1, созданного в конструкторскому бюро ОКБ-1 С.Королева, а люди высадились на поверхность Луны уже 21 июля 1969 года, т.е. через каких-то 8 лет после одновиткового полета первопроходца космоса, то пилотированная экспедиция, которая считалась важнейшей целью, на Марс постепенно постоянна отодвигаться все дальше и дальше в неопределенное будущее.

На 60-начала х лет был успешно завершеный период зарождения отечественного космического аппаратостроения. Создано могущественную научную, материально-техническую и производственную базу, способна осуществлять разработку и изготовление в эксплуатационных вариантах космической техники разных классов. Использование для этих запусков, которая имелась в ракетных войсках стратегического назначения полигонной и командно-измерительной базы, которые серийно изготовлялись средств вывода, хорошо подготовленных специалистов-ракетчиков и специально созданных военных частей, целиком себя оправдало.

Развитие ракетной промышленности на Украине диктовалось, в основном, наличием научно-производственной базы на востоке Украины (Днепропетровск, Харьков, Запорожье) и возникновением нового технического направления, которое обеспечивает эксплуатацию ракетных систем в условиях боевых подразделов Советской Армии (висококиплячі компоненты топлива, схема тандем, который обеспечивает укрытие ракеты в шахтных позициях, автономная система управления и др.).

Приборы варианта ЗКА изготовлялись с соблюдением специальных требований, которые были направлены на обеспечения их высокого качества и надежности. Следует отметить, что, начиная из этих первых комплектов в варианте ЗКА, в следующие года коллективом ПО "Коммунар" была изготовленная аппаратуры бортовых СУ и наземного ИПЕО для всех ракет, которыми в период с 1961 г. до сих пор производились все запуски кораблей "Восток", "Восток" и "Союз" с космонавтами на борте, а также всех ИСЗ, что выводились на орбиты РН 8ДО72 и ее следующими модификациями.

12 апреля в 9 часов 7 минут за московским временем, с Тюратамського полигона (Казахстан, СССР), укомплекктованного оборудованием, в том числе: железнодорожным заправщиком продукта 0-30 (ПО “Азовмаш”, г. Мариуполь Донецкой обл.), стационарной системой обеспечения горячим воздухом 11Г353 (СКБ ХЗТО, г. Харьков), системой обогрева отсека изделия воздухом (азотом) 11Г355Г (СКБ ХЗТО, г. Харьков), НППО системы управления РН (ПО “Коммунар”, г. Харьков), ракетой-носителем “Восток” (модификация МБР Р-7), оснащенной приборами, изготовленными Харьковскими заводами № 897 и 285 и Киевским заводом “Арсенал”, был выведен на околоземную космическую орбиту корабль с первым в мире космонавтом Юрием Алексеевичем Гагарин. Фотоаппаратуры ЦКБ “Арсенал” также побывала и в космосе. Первый человек, который облетел Землю, Ю.А. Гагарин работала с фотокамерой "С", первый человек А.А. Леонов, который вышел в открытый космос, работал с фотокамерой "Салют-l”.

Так, первым космонавтом планеты стал гражданин Советского Союза Юрий Алексеевич Гагарин, который целиком выполнил программу полета: наблюдал за приборами и оборудованием корабля, поддерживал непрерывную радиотелефонную и телеграфную связь, наблюдал за Землей и звездным небом, следил за проявлениями невесомости и реакцией на нее организма. Облетев Землю по эллиптической орбите, корабль вошел в плотные слои атмосферы. В начале второго витка, в 10 часов 55 минут, космонавт катапультувався и благополучно приземлился в Заволжском районе Саратовської области.Сначала всерьез рассматривались планы полетов первых землянинов к красной планете до 2000 года, потом - до 2015 года, а теперь разговора о конкретных сроках такого полета возникают все реже и реже. Основная причина тома - немыслимая стоимость марсианской экспедиции, которая составляет, по некоторым оценкам, от 500-600 миллиардов до одного триллиона доларів.