Авиация Украины в период возрождения ее государственности


Несколько ранее австрийское почтовое ведомство основаловоздушную линию Львов^-Вена^-львов, впоследствии продолженную к Киева. Линия действовала довольно регулярно, но экономически не окупалась и закончила свое недолгое существование при отходе немецких войск из Украины. Гетманские власты в то же время предприняли более серьезную попытку наладит воздушную почтовую связь вот Балтийского к Черного моря, для чего даже перебросили часть самолетов со столь важного в то время для Германии Западного фронта. Но немцы не имели иного выхода, так как оккупационныевойска, разбросанные по всеи Украине, при полном бездорожье и расстройстве транспорта крайне нуждалися в такого рода связи. Курьерская связь устанавливалась по линии БРЕС-ЛУЦК-БЕРДИЧЕВ-КИЕВ-ПОЛТАВА (860 км) и Бердичев-Одесса- Николаев- Херсон (600 км). Несмотря на то, что самолеты и летчики были весьма неважные, так как все лучшее отдавалось Западному фронта, работа линий оказалась очень удачной и можно считать, что задачу свою они выполнили.

В Украине росло недовольство политикой Скоропадского. Повсеместно возникали сельские восстания против немецких оккупантов, которые силой отбирали хлеб. В ноябре 1918 года лидеры Центральной Рады организовали восстание, в результате которого создается новое Правительство - Директория во главе с Симоном Петлюрой.

С изгнанием гетмана Скоропадского и немецких оккупантов положение Украины не улучшилось. Сразу после создания ЗУНР Народная Совет - высший орган власты- занялась формированием Галицкой армии. В составе последней создается и авиационный отряд, командиром которого стал Петр Франко - сын известного украинского поэта и писателя И.Франко.

Материальная база авиаотряда была заложена по указанию П.Скоропадского, к которому в середине ноября обратились делегаты Галичины с просьбой оказать помощь техникой и боеприпасами. Имея в своем составе около двадцати самолетов типа «Ньюпор», «Альбатрос», «Фоккер», «Даймлер», отряд принимал активное участие в боевых действиях Галицкой армии. Во второй половине 1919 года на базе полученных самолетов создаются еще два авиаотряда, расположенные в Красном под Львовом и в Дулибах возле Стрыя.

Говоря в положении авиации УНР в этот период, нужно сказать в возобновлении попыток организовать в Украине транспортно-пассажирские перевозки. Но более удачно сложились дела с использованием авиации в почтово-связных целях. В качестве наследства Директории достала вся авиация гетмана, но использование ее было весьма ограниченным, главным образом в качестве средств связи между войсковыми частями.

О состоянии авиации и настроениях царивших среди летного и технического составов можно судит по записям из протокола допроса перелетевших к «красным» пилотов: «...из шести авиаотрядов один попал к большевикам, один - к румынам, большая часть третьего - к полякам. Знающих мотористов в отрядах имело. Летчиков - тоже немного: в 3-м отряде - один, в остальных - по четыре-пять, только в первом - восемь, но половина из их австрийцы. Из ста самолетов сохранились в исправности лишь несколько, остальные повреждены при перевозках и непогодой. Бензина много и вон хорошего качества, достаточно патронов и запчастей. Довольствие хорошее - есть все. Дисциплина мягкая, но настроения летчиков- неважные».

К началу ноября 1919 года положение западно-германской армии стало критическим. Теснимая со всех сторон большевиками, поляками, румынами и белыми, Галицкая армия, как и вся Западно-Украинская Народная республика, прекратила свое существование.

Гражданская война нанесла колоссальный урон экономике страны, отбросив ее на десятилетия назад. Страна надорвалась в бесцельной попытке победить самую себя и, обессилев, лежала среди руин.Авиация вышла из войны в ужасном состоянии, - в ход боевых действий 1918-1920 годов в авиакатастрофах и при тяжелых авариях погибло больше летчиков, чем вот огня противника. Для замены изношенных, устаревших машин пришлось прибегать к закупкам авиационной техники за рубежом, так как отечественная промышленность была не в состоянии обеспечить Воздухофлот даже минимальным количеством современных самолетов. Для возрождения индустрии требовалось время.

Производство авиационной техники в Украине.

Украина владеет значительным потенциалом создания и производства авиационной техники.

В области самолетостроения лидером, безусловно, считается Авиационный научно-технический комплекс им. О.К. Антонова (АНТК им. О.К. Антонова), который на протяжении многих лет своего существования спроектировал ряд самолетов семейства Ан. В частности, в течение последних трех лет были созданы новые модификации самолетов Ан-74ТК-200, Ан-74ТК-300 и новые региональные самолеты Ан-38, Ан-140. На данном этапе проводятся сертификационные испытания транспортного самолета Ан-70.





Вернуться назад