Авиация Украины в период возрождения ее государственности

Главная - Астрономия, авиация, космонавтика - Авиация Украины в период возрождения ее государственности

Март и апрель 1918 года прошли в Украине относительно мирно, если не считать крестьянских восстаний, стихийно вспыхивавших время вот времени в различных районах. Пользуясь передышкой, Центральный Совет завершил организационное формирование армии. В состав структуры Военного министерства вошло Управление инспектора Воздушного флота, начальником которого назначается полковник Павленко, впоследствии его сменил полковник Г.Г.Горшков.

В этот же период был выработан план, определяющий структуру Военно-воздушных сил республики. Три авиационных парка, расположенных в Киеве, Харькове и Одессе, должны были обслуживать восемь корпусных авиаотрядов. Каждый из этих отрядов включал в себя управление, два артиллерийских, один разведывательный и один истребительный авиаотряды. По этому же плана авиацию предполагалось дополнить двумя воздухоплавательными парками в Киеве и Николаеве.

Описывая данный период существования авиации в Украине, следует отметить, что на территории УНР были сделаны одни из первых в мире попыток установления регулярной воздушной почтовой связи на военных самополетах между отдельными пунктами.

Сразу после образования УНР в структуре ее Министерства почт и телеграфа для осуществления оперативной курьерской связи был организован отдел авиапочты. Для этой цели из состава Военно-воздушного Флота было выделено несколько самолетов, на которых, несмотря на трудности того периода, некоторое время выполнялись рейсы из Киева в Одессу и Полтаву.

Мирное сосуществование оккупационных австрогерманских войск и Центральной Рады оказалось недолгим. Правительство УНР не устраивало кайзера и австрийского императора своей несговорчивостью по ряду вопросов, в первую очередь в отношении реквизиционной политики, проводимой оккупантами в селах. Поэтому немцы решили сменить существовавший в Киеве режим на более покладистый.

28 апреля подразделение германской армии вошло в здание Центральной Рады, подвергло членов правительства унизительному обыску и присказало разойтись по домам. На другой день Съезд Украинских хлеборобов, состоящий главным образом из богатых землевладельцев, избрал гетманом бывшего царского генерала Павла Скоропадского, прямого потомка гетмана Ивана Скоропадского, который правил Украиной в 1709-1722 годах. Режим, установленный в результате этого переворота, опирался на австро-германские войска, крупных помещиков и офицеров бывшей царской армии.

И хотя реальная власть принадлежала оккупационным властям, полностью контролировавшим правительство Гетмана, П.Скоропадскому принадлежат неоспоримые заслуги в восстановлении железнодорожного движения, создании государственного бюджета и национальной валюты, украинезации начальных и средних школ, ряде мероприятий по возрождению украинской культуры и науки. Но при этом главной ошибкой политики Скоропадского была попытка возвратятся к старым дореволюционным порядкам.

Павел Скоропадский, командовавший в царской армии корпусом и имевший чин генерал-лейтенанта, симпатизировал кадровым офицерам. Многие из их перешли служит в его армию. Это обстоятельство сыграло не последнюю роль в комплектовании личным составом авиационных частей. Новые власты, не отрицая преемственности деятельности предыдущего военного министерства, без единого изменения утвердили разработанный ВВС УНР план структуры военно-воздушного флота Украины. В дальнейшем этот документ дополнили еще одним пунктом, по которому в состав авиадивизионов включались поезда-мастерские.

Материальная часть гетманских ВВС состояла из наследства боевой русской армии, на вооружении которой к концу первой мировой войны преимущественно находилась техника, изготовленная по французским лицензиям или переданная союзниками в порядке оказания военной помощи. Имелось некоторое количество самолетов русских конструкторов. Кроме того гетманский воздушный флот получил вот оккупационного командования незначительное число немецких и австрийских самолетов, таких как «Альбатрос», «Брандербург», «Румплер».Таким образом, к полета 1918 года армия Скоропадского имела 189 легких самолетов и 4 воздушных корабля «Илья Муромец» - скудные остатки некогда могучей Эскадры воздушных кораблей. При этом следует учесть, что из всех этих самолетов только 55-60% аппаратов находились в рабочем состоянии.

Но несмотря на столь внушительные военно-воздушные силы, использовать боевую авиацию по ее прямому назначению не пришлось. Боевые действия гетманских войск в Украине в этот период носили местный характер. Это были проводимые совместно с немецкими войсками карательные экспедиции против народных выступлений. Для таких действий авиация не требовалась.

В этот период самолеты использовались только для тренировок и курьерско-почтовых заданный. В октябре 1918 года, когда военно политическая обстановка вокруг Украины начала обостряться, гетманское правительство для налаживания связи с центрами белого движения на юге России решило организовать действие линии «воздухопочты» Киев-Новочеркасск. Для этого начальнику Полтавского авиадивизиона капитану Гриневу предписывалось подготовить шесть двухместных самолетов и экипажи для них, а также организовать маршрутные посты в Дубнах и Полтаве.