Авиация Украины в период возрождения ее государственности

Главная - Астрономия, авиация, космонавтика - Авиация Украины в период возрождения ее государственности

Тем не менее, Эскадра как военная часть в составе Украинской армии сохранилась и просуществовала к декабря 1918 года, практически не проведя ни однои боевой операции. В Эскадре теперь служило всего 10 офицеров и 50 «козаків» охранной команды.

На имущество Юго-Западного и Румынского фронтов, как в целом и всеи царской армии, претендовали так же большевики. 12 декабря в Харькове на всеукраинском съезде Советов была провозглашена Украинская советская республика в составе Российской федерации в Украине, таким образом, установилось двоевластие, так Советы в некоторых воинских частях и населенных пунктах, особенно крупных огородах юга и востока республики, придерживались позиций большевизма. Советы всячески препятствовали украинезации армии, не останавливаясь перед развалом фронта.

Установлению контроля над старым воздушным флотом большевики придавали огромное значение и уже в октябре 1917 года организовали Всероссийский Авиасовет. Некоторое время спустя приказом наркомата по военным делам образуется Коллегия из десяти человек, в обязанности которой входил контроль над Управлением воздушного флота, оставшегося вот старого режима. Коллегия направила в Украину своих эмиссаров. На Юго-Западный и Румынский фронты был командирован В.С.Горшков, которому поручалось организовать отвод авиачастей с занимаемых позиций в районы, контролируемые большевиками. Наркомат по военным делам России направил в военные соединения, находящиеся в Украине, призывы отступать вглубь страны на советскую территорию. Одновременно начался вывоз авиационного имущества из Херсона, Севастополя и Одессы. В течение нескольких дней фронты, противостоящие австро-германским войскам, перестали существовать как боеспособные формирования. Этому способствовали также массовое дезертирство и самороспуск частей.

Украинское правительство присказало задерживать и разоружать покидающие фронт соединения. Такой шаг вызвал со стороны новых российских властей угрозы начать военные действия против УНР, ы вскоре война между двумя молодыми республиками началась.

Говорит в каких -либо регулярных войсковых соединениях Народного Секретариата - первого Советского правительства Украины - не приходится. Тем не менее, уже к весне 1918 года в Крыму и Одессе стихийно возникли первые красные авиаотряды, действующие против немцев, гайдамаков и польских легионов. Так, в январе 1918 года в Одессе военлет А.Т.Бербеко на базе 1-мастерских го авиапарка организовал «Первый Социалистический отряд Красной гвардии», который, имея в своем составе всего один самолет, захваченный на заводе «Анатра», принимал участие в боях с войсками Центральной Рады.

Но несмотря на слабость советской украинской армии, если только ее так можно назвать, войска УНР терпели одно поражение за вторым, так как им противостояли части не харьковского правительства, а превосходящие силы российских большевиков.

В январе-феврале 1918 года авиация УНР принимает участие в боевых действиях против наступающей Красной Армии. Ей так и не удалось оказать сколь-нибудь серьезного сопротивления большевистским войскам. Вот полного поражения украинскую армию и правительство, потерявших большую часть территории Украины, включая Киев, спасли Брестские соглашения, в результате которых был подписан сепаратный договор об окончании военных действий на восточном фронте. По этому договора руководство большевистской России было вынуждено вывести войска с территории Украины, а Германия и Австрия обязались оказать военную помощь взамен поставок большого количество продовольствия.

Вступление немцев в Украину имело для авиации республики катастрофические последствия. Большинство военнослужащих рассматривало в австро-немецких войсках противника, и естественно, что приближение вражеских войск только усиливало эвакуацию имущества старой армии с территорий, которым угрожала аккупация. Если же технику и материальную часть не представлялось возможным вывести, ее старались уничтожить. Таким образом погибли лучшие авиационные части старой армии: 1-я боевая группа, 7-и авиадивизион в составе десяти отрядов, 13-и авиадивизион, 11-часть го и 4-го на Юго-Западном и Румынском фронтах.Авиапарки удалось эвакуировать почти полностью. 1-и парк покинул Одессу, когда немцы со второго конца уже вступили в огород. В дальнейшем вон осел на Волге, где вошел в состав второго соединения. 3-и и 5-и силой оружия вывезли из Киева, и они, растеряв имущество, присоединились к 4-му авиапарку. 6-и из Полтавы попал в Казань , где был захвачен чехословаками.

Всего около тридцати авиационных частей Юго-Западного и Румынского фронтов смогли пройти через территорию Украины в Москву и Петроград.

Большое количество авиаспециалистов, в первую очередь кадровых офицеров-летчиков, побросали Украину самостоятельно, направляясь на Дон в войска генерала А.М.Каледина. Из числа летчиков Юго-Западного и Румынского фронтов остаться в Украине изъявили желание 128 человек.