Украинская авиация и самолетостроение - история и современность


Авиация - одна из наиболее молодых областей техники. На латинском языке „авіа” означает „птах”. С давних давен человек завидовал птицам, но лишь из конца 19 ст. смогла подняться у воздуха.С другой стороны, созерцание за „повітряними змеями”, которые во все времена были детской игрушкой, подсказывали более простой путь к созданию самолета, чем птицы, так как же в полете змей имеет ту же самую основу, что и крыло самолета: в небе их держит подъемная сила от набігаючого воздушного потока. Изобретатель первого самолета А.Ф. Можайський также сначала пробовал летать на змею. Правда его змей был огромным: чтобы поднять его у воздуха, понадобилось трое коней. Для того, чтобы самолет мог летать, ему нужный был лишь сильный и легкий двигатель, который отыгрывал так как роль ребенка, который тянет за нить. Как только с”явился такой двигатель, самолет поднялся у воздуха.

Первыми в истории авиации были такие летательные аппараты, как планер О. Лілієнталя ( 90-середина х лет 19 ст.); самолет О.Ф. Можайського ( 1882 г.); самолет К. Адера ( 1890 г.); самолет братьев Райт (1903 г.).

Первые полеты на летательных аппаратах американцев братьев Райт открыли новую эру - эру покорения расстояний с неслыханными скоростями, эру невероятных рекордов дальности и высоты полета, эру героических летчиков и любознательных конструкторів.

В мае 1910 г.в Киеве был построен первый самолет полностью из отечественных материалов. Поднялся у воздуха на нем его конструктор - профессор О.С. Кудашев.

История авиационного Киева пам”тає выдающегося летчика и талантливого конструктора - Петра Николаевича Нестерова - автора одноименной „мертвої петли”.Здесь он в 1913-1914 гг. занимался усовершенствованием конструкции самолета „ньюпон-4”, разрабатывал исследовательскую конструкцию семициліндрового двигателя мощностью 120 к.с. с воздушным охлаждением. В августе 1913 г. провел групповой перелет звеном с трех самолетов за маршрутом Киев- Остер- Киев с посадками на полевых аэродромах. Во время полета впервые в истории авиации проводилась маршрутная киносъемка. В первой половине 1914 г. Петр Николаевич выполнил два рекордных перелета: Киев- Одесса за 3 ч. 10 мин. и Киев- Гатчина за 9 ч. 35 мин. Для того времени это было большим досягненням.

27 августа 1913 г. В Киеве над Сирецьким полем П.М. Нестеров впервые в мире выполнил на самолете „ Ньюпон- 4” с двигателем „гном” мощностью 70 к.с., замкнутую петлю в вертикальной плоскости.

10 февраля 1914 г. Киевское общество повітреплавання отметило Нестерова за научную разработку вопроса о глубоких кренах , а также за выполненную им „мертву петлю” и присудила золотую медаль общества. Позднее, Киевское городское общество от лица города вручило отважному пилоту - новатору пам”ятний золотой жетон, с которым Нестеров не разводился никогда.

Во время Первой мировой войны Нестеров принимал участие в боевых действиях, внедряя у жизнь разнообразные изобретения. Так для разрушения оболочки вражеского дирижабля он приспособил в хвостовой части аэроплану „ніж- пыльце”, а для разрушения воздушного винта самолета неприятеля - длинный трос с грузом на конце в виде „кішки”. Кроме того, для воздушного боя Нестеров придумал боевой маневр „таран”. Его 11 авиаотряд принимал участие в освобождении от австрійців г. Львова. Австрийское командование обещало большое денежное вознаграждение тома, кто зіб”есть аэроплан Нестерова, настолько прицельно он бомбардировал вражеские позиции.

Погиб Нестеров 8 сентября 1914 г. за тридцать семь километров от Львова под с. Жовквою во время тарану вражеского самолета „альбатрос”.Уничтожив вражеского самолета, самолет Нестерова достал большие повреждения и упал из высоты на землю.

В 1962 г. Международная авиационная федерация ( ФАІ ) впровакдила переходной приз для победителя первенства мира из высшего пилотажа - Кубок им. П.М. Нестерова.

Ім”я автора идеи первого в мире гидросамолета и первого в мире истребителя с шассі, что забирается в воздухе - Дмимтра Павловича Григорьевича также походит из Киева. Еще будучи студентом Киевского политехнического института, Д.П.Григорьевич активно занимался в авиационном кружке. Закончив Киевский политехнический Институт, он занялся созданием первого спортивного самолета, которого назвал „Г- 1”. Близ институтских зданий Григорьевич приспособил хлев для составления машины. Детали самолета изготовлялись на квартире. В скором времени Григорьевич переехал из Киева в Петербургу, где ему предложили должность технгічного директора и главного конструктора завода, который принадлежал „першому Русскому Обществу Повітреплавання”.Там Григорьевич и спроектировал в начале 1913 г. первый в мире гидросамолет „М-1”и в том же году „М-2” и „М-4”, которые использовали, как взлетную и посадочную полосу водное пространство.Наибольшая эпоха в развитии авиации в Украине принадлежит гениальному конструктору Киевского Отдельного Конструкторского Бюро - Антонову Олегу Константиновичу (1906- 1984 ). Почти за 60 лет конструкторской деятельности под руководством Олега Константиновича было создано несколько десятков разных машин - грузовых, пассажирских, специальных.Лично Антонов внес неоценимый вклад в развитие мировой науки по вопросам планеризма, самолетостроение, экономики.





Вернуться назад