Реактивные самолеты


Самолет Глостер G.40 (E28/39) (Англия,1941). Двигуни-трд W2B с тягой 690 кг. Размах-8,8 г. Длина-7,6 г. Взлетный вес-1770 кг. Скорость максимальная-745 км/ч. Приведенные данные отвечают второму образцу G.40, которые осуществили первый полет в марте 1943 года. Назначался самолет для проведения летных испытаний турбореактивных двигателей разных моделей.

Английский конструктор Френк Уіттл занимался сначала ТРД на свой страх и риск, без всякой поддержки со стороны официальных ведомств. Помогли ему частные фирмы, на средства которых и был построенный и первый, пока еще слабенький и ненадежный экземпляр двигателя. В конце концов после многочисленных переработок ТРД обосновался на специально построенном самолете "Глостер"(E.28/39), что сделал первый полет в мае 1941 года.

Успех подстегнул министерство авиации и правительство. Заниматься ТРД типа Уитла поручили фирме "Ровер". Ее специалисты сумели спроектировать и построить несколько опытных образцов. С 1942 года заказа передали известной фирме "Ролс-Ройс".С двигателями "Ровер" и "Ролс-Ройс" поднимались в небо несколько самолетов с маркой "Глостер". Один из них, G.40, впервые стартовал в 1941 году, развил в 1943 году скорость 745 км/ч. Улітку 1942 года из экзаменационного аэродрома взлетов двухдвигательний "Глостер" G.40.

Мог - 9

Истребитель Мог-9 (И300) (СССР, 1946). Двигатели - 2ТРД РД-20 с тягой по 800 кг. Размах - 9,50 г. Площадь крыла - 21,00 м2. Вес взлетный - 5070 кг. Скорость максимальная - 910 км/ч. Потолок практический - 13 тыс. г. Дальность - 1100 км. Вооружение - 1 37-пушка мм, 2 30-пушки мм. Максимальная скорость - 965 км/ч. Время набора высоты 5 тыс. г - 4,3 мин.

24 апреля 1946 года опытный истребитель І-300 (Ф) под пилотированием летчика - испытателя А.Гринчика сделал первый полет. Второй и третий екремпляри будущего Мог-9 испытателя М.Галлай, Г.Шиянов, Ю.Антипов. Скорость самолета превысила 900 км/ч.

Новая техника - новые проблемы. Одну из них Миг-9 поднял в самом конце государственных испытаний. Вылетев на отстрел пушек в воздухе, летчик-испытатель А.Кочетков возвратил на аэродром самолет сразу с двумя остановленными двигателями. Стихли они, едва прозвучали первые вистрели.

Сначала конструкторы грешили на пороховые газы, которые будто бы заглушили повітрянолюбиві ТРД. Но причина оказалась совсем не в химии, а в аэродинамике. Горячие струи газов, которые возникают перед повітрезаплюваниками двигателей, так изменяли обтекания компрессора, которые передние лопатки поток обтекал под слишком большим углом атаки. В результате - сильная вибрация. Двигатель захлебывался через так называемый помпаж. С ним удалось справиться, и в скором времени Мог-9 поступил на вооружение Советских ВВС.

Lockheed F-117A Nighthawk

Малозаметный тактический ударный самолет

Самолет Локхід F-117 стал победителем в конкурсе секретных ("black") проектов экспериментальной технологии "невидимки" (EST - Ехреrімеntаl Stealth Technology) 1975-76 г. Оснащенный турбореактивными двигателями Дженерал Электрик (General Electric) CJ610, первый самолет EST впервые поднялся у воздуха в декабре 1977 г. из базы Грум Лейк в штате Ненедостаток. Было создано два уменьшенных опытных образца самолета для отрабатывания разных вариантов экспериментальной технологии. Хотя оба самолета в 1978 и 1980 г. потерпели катастрофы, многообещающие результаты испытаний привели к разработке двух опытных полномасштабных машин YF-117A-LO, за которые пошли 57 серийных самолетов F-117A. Самолет F-117А был объявлен действующим в 1983 г., но для соблюдения секретности программы самолет взлетал только ночью из секретной базы в Тонопа. Только в конце 1989 г., когда программу, в конце концов, окончательно рассекретили, самолет начал свои полеты в дневное время. F-117А, красноречиво прозванные "Воблин Гоблин" ("Wobblin Goblin"), больше отвечали прозвищу своих пилотов "Блек Джет" ("Black Jet"), а официально назывались Найт Хоук (Night Hawk). Первая из этих машин была использована в декабре 1989 г. в одной из фаз операции "Джаст Коз", проведенной США по перевозке панамского генерала Мануеля Норьеги. Следующей акцией было участие в конфликте в Персидском заливе, когда один из этих самолетов нанес первый бомбовый удар в операции "Бурая в пустыне" 17 января 1991 г.

F-117 - это специализированный тактический ударный самолет, предназначенный прежде всего для ночных высокоточных атак особенно важных целей в ходе автономных одиночных вильотів. Он может также использоваться для тактической радиоэлектронной разведки районов, прикрытых средствами ПВО неприятеля. F-117 радикально отличается от машин предыдущих поколений. Во-первых, обычное ракетно-бомбовое вооружение уступило местом высокоточному оружию. Во-вторых, выживаемость в зоне действия ПВО обеспечивается не столько бронированием, сколько затаенностью полета.





Вернуться назад