Реактивные самолеты


1. История создания реактивных самолетов

В 1910 году, лишь через год после бушующих успехов европейских пилотов, обнаружился безумец, который рискнул отменить... сам воздушный винт, человек, которому знаменитый Густав Ейфель сказал: "Вы опередили свою эпоху на тридцать, а то и на все пятдесят лет!24-" пожилой румын Анри Коанда, что выставил на Парижском авиасалоне 1910 года необыкновенный безвинтовой самолет, рискнул взлететь на нем. И хотя поле не удался - машина ввалившаяся, едва перемахнув через забор, у винтомоторной силовой установки, который предназначенная была длинная служба, появился пока слабенький, но целиком реальный конкурент - реактивный двигатель

В сущности, силовая установка этого самолета была действительным воздушно-реактивным двигателем. Правда, современной турбины, которая превратит энергию газовой струи во вращательное движение компрессора, на аэроплане Коанда стоял обычный 50-поршневой сильный мотор. Он и пускал в ход центробежный компрессор, который поставлял прожорливую камеру сгорания большими массами воздуха...

Талантливый румынский инженер замахнулся на пропеллер слишком рано. Воздушный винт еще несколько десятилетий исправно "таскал" самолеты всех видов и назначений, помогал рекордным аппаратам достигать максимальных скоростей, обосновался на вертолетах и автожирах.

2. Яркие представители реактивных самолетов

прошлого и современности

БІ - 1

Ракетный истребитель БІ-1 (СССР,1942). Двигатель - ЖРД Д-1А конструкции Л.Душкина, тяга - 1100 кг. Размах - 6,48 г.Длина - 5,25 г. Площадь крыла - 7,00 м2. Взлетный вес - 1680 кг. Вес пустого - 950 кг. Вес топлива и окислителя - 600 кг. Скорость максимальная (расчетная) - 970 км/ч. Вооружение-2 пушки ШВАК - 20-мм.

Прект БІ-1, начатый на преддверии войны сотрудниками КБ В.Ф. Болховитинова Александром Яковлевичем Березняками и его коллегой Алексеем Михайловичем Исаев, Наркомат авиационной промышленности одобрил и первый же день войны, 22 июня 1941 года. Через три недели проект был готовый. На его реализацию - выпуск чертежей и здание машины в металле - отпустили... 35 дней!

Через 40 дней БЫ-1, правда, пока не в металле, а дереве - дюраль стал большим дефицитом - выкатили из цеха. Машина была еще просто планером - ракетный двигатель Л.С.Душкина оказался "сыроватый" для летных испытаний. Даже на земле двигателисти не рисковали приближаться к работающему Жрд-прятались в укрытии.И вдобавок окислитель - азотная кислота - активно разрушал баки, трубопроводы, все, с чем сталкивался.

Пока доказывали двигатель, самолет усе-таки побывал в воздухе. Его подверг испытанию в безмоторному, планерному-планерном-по-планерному, полете летчик испытатель Б.Н.Кудрин."Меня,- упоминает Кудрин,-буксировали на Пе-2 Якимов, Байкалов и некторие другие летчики. Я не помню сейчас, сколько было сделаны полеты, но, во всяком случае, немало. Я снял целый ряд характеристик, пригодившихся в следствии на первом огневом вылете..."

Первый "огневой вылет" уже в эвакуации, на Урале, сделал летчик-испытатель Григорий Яковлевич Бахчиванджи.Состоялось это 15 мая 1942 года. Очевидец полета, известный ученый, профессор В.С.Пишнов так упоминал о том знаменательном дне:"На уральском аэродроме собрались инженеры,техники, летчики, ученые. Впервые я увидел, сколько люди настроены не реактивную "волну", как большая армия первооткрывателей. Все они были людьми реактивной эры, которые пришли к ней в полной готовности, с пониманием ее значения. Каждый был загружен к границе...Взгляды всех тех, что собрались обратились к реактивному соплу. И вот из него вырвалось слабое пламя, а потом раздал оглушительный рев.Огненный факел вытянулся на 3-4 метра. Самолет тронулся, быстро ускоряя движение. Он побежал по летной полосе, легко оторвался и стал набирать высоту..."

Позднее испытания этого уникального самолета и его модификаций продолжили летчики Б.Кудрин, К.Груздев и А.Пахомов.Расчетная скорость БЫ должна была превышать 900 км/ч. В одном из полетов Бахчиванджи досяг 800 км/ч, но погиб на, что вышла из подчинение машине.

ГЛОСТЕР G.40





Вернуться назад