Ракета и ракетные корабли

Главная - Астрономия, авиация, космонавтика - Ракета и ракетные корабли

Сложное хозяйство «Востока-1». Здесь многочисленные системы - жизнеобеспечение, контроля, ручного управления, приземление, ориентации, источника энергопитания, парашютные системы, устройство для катапультирования и т.п.. А телевизионная система давала возможность наблюдать за космонавтом из Земли. Особое внимание уделено гарантированию безопасности полета и возвращение. Если бы вышли из порядка автоматические устройства, которые руководят спуском, космонавт мог бы перейти на ручное управление системой ориентации и тормозными двигателями. Для большей надежности предполагалась также возможность естественного торможения в атмосфере во время спуска. Поэтому запасы пищи, воды и др. были рассчитаны на 10 днів.

Более совершенным есть корабль «Союз». Он состоит из таких основных отсеков: орбитального отсека, кабины космонавта и приладо-агрегатного отсека. Орбитальный отсек является научной лабораторией, где космонавт ведет научные исследования и отдыхает. В частности здесь он выполняет необходимый комплекс физических упражнений, принимает пищу, спит. Отсек имеет четыре иллюминатора.

Кабина космонавта, или спускной аппарат, предназначенная для размещения экипажа во время вывода корабля на орбиту, маневрирование на орбите и во время спуска. Она соединяется с орбитальным отсеком, размещенным в передней части корабля, с помощью люка. Благодаря внешнему теплозахисному пласту и внутреннему теплоизоляционному температура в кабине на момент посадки не превышает 25-30°С. В кабине размещено кресло космонавта, радиоаппаратуру связи, приборы управления, в специальных контейнерах - основную и запасную парашютную системы. На корпусе установлены двигатели системы управления спуском и двигатели мягкой посадки. Непосредственно перед пилотом установлен пульт управления кораблем. Оборудование корабля обеспечивает возможность пилотировать корабль без участия наземного командного комплекса. Во время полета в корабле можно находиться в обычной легкой одежде, без скафандров. Сравнительно с кабинами предыдущих кораблей кабина «Союза» имеет ряд преимуществ. В частности, ее форма обеспечивает при полете в земной атмосфере аэродинамическую подъемную силу, которая делает спуск корабля керованим.

Приладо-агрегатний отсек предназначен для размещения аппаратур и оборудование основных систем корабля и движущих установок (агрегаты систем терморегулирования, энергопитание, ориентации и управление движением и т.п.). Именно здесь содержится движущая реактивная установка, которая используется для выполнения маневров на орбите (к высоте 1300 км) и для спуска корабля на землю. Два двигателя ее (основной и дублирующий) имеют силу тяги по 400 кг каждый.

На приладо-агрегатному отсеке установлены солнечные батареи с полезной площадью 14 м2 и основные ни устройства, которые обеспечивают надежную связь с наземными службами. Общий объем рабочих отсеков корабля довольно значительный - около 9 м3.

Корабль «Союз» оснащено системой автоматической стыковки, которая дважды успешно проверена во время парных полетов спутников «Космос». Конструкция корабля надежно защищает экипаж от действия космической радиации.

«Союз» - комфортабельный корабль, с широкими маневренными возможностями, оборудованный надежными системами и рациональный своей конструкцией.

КОСМИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ - искусственный спутник Земли или другого небесного тела, приспособленный для проведения разнообразных научных исследований. По сути космические станции c научно-исследовательскими лабораториями многоцелевого назначения, форпостами науки в безграничных пространствах космоса. Станции-спутники дают возможность изучать процессы и явления в земной атмосфере, они, в частности, открыли радиационный пояс и геокорону Земли; их используют для решения задач навигации, метеорологии, астрономии, геофизики, далекого радио- и телесвязи и т.п.. А трудные станции-спутники уже сегодня стали стартовыми площадками для запуска космических ракет с АСС к другим планетам и Луне, представляя собой прообраз будущих промежуточных баз межпланетных соединений.Особо ценные позаземні орбитальные станции, трасы которых проходят за пределами густых пластов атмосферы. Такие станции-обсерватории, оснащенные обычной наземной астрономической аппаратурами (телескопами, спектрометрами, коронографами и т.п.), уже значительно расширили возможности наук, которые изучают космос. Широкий комплекс исследования проведены такими космическими станциями-спутниками, как «Электрон», «Протон», «Космос». Много космических трасс освоили автоматические межпланетные станции «Венера», «Марс», «Зонд», «Эхо», «Марінер» и др.

Большого значения теперь приобретает создание заселенной позаземної станци-спутника. Такими станциями в миниатюре е уже сегодня пилотированные космические корабли-спутники. Выдвинуто много проектов больших заселенных станций- своего рода островков жизни в безграничных пространствах космоса, - монтаж которых будет осуществляться на орбите частями. I путь к этому уже проложено. Стыковка космических аппаратов на орбите является началом строительства в космосе. Первую такую действующую «сооружение» в космосе было создано 16 января 1969 p. во время общего полета советских космических кораблей «Союз-4» и «Союз-5». В результате их стыковки на орбите была составленная и начала функционировать первая в мире экспериментальная космическая станция с четырьмя отсеками для экипажа.