Авиация в годы Второй мировой войны

Главная - Астрономия, авиация, космонавтика - Авиация в годы Второй мировой войны

Вступление

В годы Второй мировой войны авиация превратилась в огромную силу и стала непременным участником всех больших боев. Невозможно было одержать значительную победу на суше, не захватив предыдущее господство в воздухе. В противном случае наземные войска несли от воздушных атак трудные потери уже на марше и были не в возможности развернуться в боевой порядок.

Самолеты взяли на себя много функций: разведывательные, патрульные, ударные, оборонительные. Далекие разведчики вели разведку из воздуха тыловых объектов неприятеля, ближние следили за передвижениями фронтовых военных частей и осуществляли корректирование артогня. Пикирующие и горизонтальные бомбардировщики, а также штурмовики наносили удары по сосредоточениям войск врага - им противодействовали истребители. В состав подразделов морской авиации входили торпедоносцы, предназначенные для борьбы со вражескими кораблями. Прибрежные воды не оставались без внимания патрульных самолетов и летающих лодок, способных в случае необходимости атаковать малоразмерние цели, например, подводные лодки.

Истребители

Улітку 1940 года над Англией нависшая угроза давно обещанного фюрером вторжение на Британские острова. Составной частью гитлеровского плана увлечения Англии «Морской лев» была операция «Адлерангриф» - воздушное наступление «Люфтваффе». К броску через Ла-Манш приготовились экипажи двух с половиной тысяч самолетов, которые базировались на 400 аэродромах Голландии, Бельгии, Франции, Норвегии и Дании. 12 и 13 августа немцы провели массированные налеты на основные аэродромы и береговые радарные станции англичан, а 14-го начали ночные рейды к авиационным заводам фирм «Бристоль», «Вестланд», «Роллс-Ройс» и «Глостер». Результат - повреждение двух аэродромов и нескольких радиолокационных станций. Не слишком удачно прошли и налеты на предприятия. Чаще всего бомбардировщики не успевали долететь к цели - на полпути их перехватывали английские истребители. Потери «Люфтваффе» только 13 августа составили 47 самолетов. Британцы лишились 13 машин. Уже на следующий день над островами появились не пикировщики Ju-87, что бомбили накануне аэродромы, а двухмоторные истребители Мессершмитт Ме-110 с бомбовой нагрузкой: командование «Люфтваффе» не рисковало больше посылать без сопровождения сравнительно тихоходные бомбардировщики на «растерзание» английским истребителям. В те же дни, встревоженный потерями, Геринг распорядился «в дальнейшем в составе каждого экипажа самолета, который действует над Англией, иметь не более одного офицера». К середине октября немецкая авиация днем и ночью старалась разгромить королевские военно-воздушные силы, расстроить систему ПВО, подготовить взрывание вермахта на Британские острова. И каждый раз, неся немалые потери, англичанине отбивали атаки.

Героями воздушного боя, названного англичанами «битвой за Англию», стали пилоты 600 истребителей «Спитфайр» и «Харрикейн». Как правило, «Харрикейни» нападали на вражеские бомбардировщики, а более скоростные «Спитфайри» заставляли впутываться в бой истребителей сопровождения. Оставшись наедине с «Харрикейнами», фашистские самолеты или становились их жертвами, или спасались бегством, так и не долетев к объектам бомбардировки. «Спитфайр», скорость которого приблизительно равняла скорости Ме-109 с двигателем «Даймлер-Бенц» 601В (1000л.с.), превосходил основной истребитель «Люфтваффе» в маневренности. Реджинальд Митчелл, главный конструктор фирмы «Супермарин», воплотил в истребителе лучшие качества гоночных самолетов, сумел сделать его чрезвычайно легкой в управлении, маневренной машиной. Своей маневренностью «Спитфайр» обязанный не только тщательному подбору площадей рулевых поверхностей, их весовой и аэродинамическому балансированию, но и крылу сравнительно большой площади. Прибавив крылу аэродинамически удобные очертания, Митчелл удало соединил в самолете высокую скорость гоночной машины с маневренностью красивого истребителя с малой нагрузкой на крыло.

Первый тур воздушных боев второй мировой войны вскрыша и недостатки истребителей 30-конца х лет: восемь крильевих пулеметов «Спитфайра» оказались слабым оружием против самолетов врага, оснащенных противопульной броней. Одной лишь скорострельности уже не хватало. «Донять» истребители и бомбардировщики «Люфтваффе» можно было только пушечными снарядами.Первой продувочной «моделью» постоянная МОГ-3 в натуральную величину. При продувках истребитель, тщательно «вылизанный» после исследований на моделях и в опытных полетах, вскрыша резервы скорости, которые таились в нем, и косвенно дальности. Выяснилось, что одна только антенна «украла» у машины 2 км/ч. Свободно свисал провод заключили в обтекаемую трубу. Так, проанализировав влияние «мелочей» на аэродинамику самолета, добились немалого выигрыша в опоре. Отсюда и экономия горючего, а значит, и большая дальность полета. Миг-3 считался одним из самых перспективных самолетов наших ВВС. Его стихией была высота, и именно на высоте, как думали к началу боевых действий специалисты по тактике авиации, разыграются воздушные бои второй мировой войны. Теперь все зависело от промышленности, который стояло свернуть выпуск устаревших «Чаек» и И-16, «размножить» в тысячах экземпляров новейшие советские истребители.

Спроектированные с далеким прицелом, которые воплотили в себе последние достижения науки и техники, они оказались самыми «молодыми», а потому и сильными соперниками авиации врага. Конструкция подвергалась модернизации, переход к другим, более сделанным моделям шел прямо «из колес», без остановки налаженного серийного производства. Оценив сильные и слабые стороны наших истребителей, советские конструкторы взяли курс не на разработку совсем новых образцов, а на последовательное модифицирование удачных машин, их оснащение более могущественными двигателями, «вылизывание» аэродинамических форм, которые оправдали себя, включение в проверенные конструкции новых материалов, оборудование, оружия.