Возникновение парашюту. История его усовершенствования

Главная - Астрономия, авиация, космонавтика - Возникновение парашюту. История его усовершенствования

Предисловие

Все чаще человек опровергает эту знаменитую фразу. Человек покорил небо, космос и чем больше она открывает, познает, тем все труднее избегнуть катастроф. Но параллельно с открытием летательных аппаратов, человек изобретает спасательные...

Защита от падения.

Идея парашюта, устройства для безопасного спуска из большой высоты, появилась задолго к полету первого воздушного шара, не говоря уже о самолете. Однако название "парашют" пришло в технику значительно более поздний рождение идеи.

Со старинных пересказов, легенд, рассказов путешественников средневековья известно об использовании устройств, которые напоминают зонты, для прыжков из башен и обрывов. Жители Китая, Африки и юго-восточной Азии еще в далекой давности хорошо знали о тормозящих свойствах вогнутых поверхностей. Демонстрации прыжков с зонтами устраивались на праздниках и цирковых представленнях.

Вот как описывал один испанский путешественник такие прыжки, виданные им в одном из негритянских племен: "Нам разостлали на земле зверские кожи, и мы по приглашению вождя сели. Вождь сел рядом с нами, указывая жестом на холм и что-то быстро объяснять. Тут мы увидели, как на этом холме появилось несколько человек с большими зонтами из пальмовых областей. И вот, за знаком вождя, один по одному из обрыва прыгали люди, держа в руках зонты и опускались на зеленую лужайку под громкие одобрениях вождя и его свиты".

Описание благополучных прыжков из большой высоты можно найти в роботах древнеримских писателей Апулея и Овидия. Однако лишь в конце 15 столетие появился первый технический проект парашюта. Предложил его большой итальянский ученый инженер и художник Леонардо да Винчи. Это изобретение явилось результатом многочисленных экспериментов и наблюдений ученого над поведением падающих картонных фигур разнообразной формы.

В сборнике рукописей Леонардо да Винчи "атлантическом кодексе" среди других конструкций приведенный эскиз парашюта с куполом в форме четырехгранной пирамиды. Ученый писал: "Если у человека есть палатка из прокрахмаленного полотна, шириной в 12 локтей и высотой в 12, он сможет бросаться из любой высоты без опасности для себя". Учитывая, что длина локтя приблизительно 0,6 г, площадь купола парашюта в основе составляет более 50 квадратных метров, т.е. была и в самом деле достаточной для безопасного спуска. Или проводил да Винчи любые опыты со своим парашютом или ограничился лишь эскизом и коротким описанием его, неизвестно.

Следующий проект целиком трудоспособного парашюта появился около 1617 года, когда в Венеции вышла книга "Новые машины..." епископа Фауста Веранцио. Среди разных технических новинок и замечательных сооружений в книге данные описание и рисунок парашюта с куполом квадратной формы. К краю купола ("паруса", по терминологии автора книги) были прикреплены до четырех одинаковых посошков, а к углам привязанные четыре бечевки, которые служили стропами. Художник изобразил парашют в момент спуска на нем человека, который сделал прыжок из высокой башни.

Практической потребности в парашюте во времена Веранцио и тем более Леонардо да Винчи еще не было.

Совсем в другой обстановке начал работать французский химик и механик Луї Себастьян Ленорман, что предложил в 1783 году свою конструкцию парашюта. В тот год в небо на воздушному шара, наполненной теплым воздухом, монгольфьере, поднялись первые воздухоплаватели. Угроза воздушных катастроф (и они в скором времени пошли) стала реальной.

О проектах парашютов Леонардо да Винчи и Фауста Веранцио Ленорман, скорее всего, не знал. Его парашют имел конусообразную форму, был сшит из полотна и для уменьшения воздухопроницаемости обклеенный из середины бумагой. Несколько десятков тонких строп сходились к сидению, сплетенному с вербовых лозин.

Ленорман ввел также термин"парашют" (от французских слов para - предотвратить и chute - падение), к тому не употреблялся.

Никто из воздухоплавателей так и не воспользовался изобретением Ленормана, хотя успешные опыты с животными (изобретатель снимал их на своем парашюте из балкона обсерватории в Монпелье из высоты 26 метров) довели его надежность.