Природа Солнца. Планеты

Исследование марсианского грунту, выполненные автоматическими станциями на поверхности планеты, дают возможность сделать вывод о сходстве пород из земными и месячными, а красноватый оттенок ее объяснить наличием гидратов оксидів железа.

Магнитное поле Марса значительно слабше от земного.

Биологические эксперименты относительно выявления органических соединений и живых организмов (по крайней мере в форме бактерий), которые проводились автоматическими космическими аппаратами «Викинг-1» и «Викинг-2», не дали положительных результатів.

3. МАЛЫЕ ТЕЛА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ

Астероиды. Малые планеты, или астероиды, большей частью оборачиваются между орбитами Марса и Юпитера и невидимые невооруженным глазом. Первую малую планету открыто в 1801 г., и по традиции ее назвали одним из имен греко-римской мифологии - Церера. В скором времени было найдено и другие малые планеты, названные Палладою, Вестою и Юноною. Применяя фотографию, начали открывать все более более слабые астероиды. В наше время известно свыше 3000 астероидов. На протяжении миллиардов лет астероиды время от времени сталкиваются один из одним.

По этому мнению приводит то, что ряд астероидов имеет не шарообразную, а неправильную форму. Суммарная масса астероидов оценивается лишь как 0,1 массы Земли.

Ярчайший астероид - Веста не бывает яскравішим 6-от ї звездной величины. Наибольший астероид - Церера. Его диаметр около 800 км, и за орбитой Марса даже в найсиль-ніші телескопы на таком малом диске ничего нельзя увидеть. Диаметр наименьших известных астероидов представляет лишь около километра. Конечно, астероиды не имеют атмосферы. На небе малые планеты похожие на зрении, поэтому их назвали астероидами, которые в переводе из древнегреческой означает «звездообразные». Как и для планет, для них характерное петлеподібне перемещение на фоне звездного неба. Орбиты некоторых астероидов имеют необычно большие эксцентриситеты. Вследствие этого в перигелии астероиды подходят к Солнцу ближе, чем Марс и Земля, а Ікар - ближе, чем Меркурий. В 1968 г. Ікар приблизился к Земле на расстояние меньше чем 10 млн. километров, но его совсем незначительное притягивание никак не повлияло на Землю. Временами близко подходят к Земле Гермес, Эрот и другие малые планеты.

Новые астероиды открывают каждый год. Первооткрыватель имеет преобладающее право выбрать название открытой им планеты. В наше время чаще всего астероидам присваивают имена известных ученых, героев, деятелей науки и искусства. Так, в 1978 г. было открыто астероид, который достал со временем имени Воронвелія в честь автора этого учебника.2. Болиды и метеориты. Болидом называется довольно редчайшее явление - летающая по небу огненный шар. Это явление обуславливает вторжением в плотные слои атмосферы больших твердых частичек, которые называют метеорными телами. Двигаясь в атмосфере, частичка нагревается вследствие торможения, и вокруг нее образовывается обширна светящаяся оболочка из накаленных газов. Болиды часто имеют заметный угловой диаметр, и их видно даже днем. Суеверные люди считали такие огненные шару летающими драконами с огнедышащей пастью. От сильного сопротивления воздуха метеорное тело нередко раскалывается и с грохотом падает на Землю в виде осколков. Рештки метеорных тел, которым упали на Землю, называются метеоритами.

Метеорное тело небольших размеров иногда полностью испаряется в атмосфере Земли. Большей частью его масса за время полета очень уменьшается и к Земле долетают только рештки, которые обычно успевают остыть, когда космическую скорость погасило сопротивление воздуха. Иногда выпадает даже метеоритный дождь. Во время полета метеориты обплавляються и покрываются черной корочкой. Один такой «черный камень» в Мекке вмурован в стену храма и является предметом религиозного поклонения.

Известно три вида метеоритов: каменные, железные (рис. 59) и железо-каменные. Иногда метеориты находят через много лет после их падения. Особенно много найдены железные метеориты. В СССР метеорит является собственностью государства и подлежит сдаче в научные заклады для изучения. По содержимому радиоактивных элементов и свинца определяют возраст метеоритов. Он разный, а найстаріші метеориты имеют возраст 4,5 млрд. років.

Некоторые очень большие метеориты при большой скорости падения взрываются и образовывают метеоритные кратеры, которые напоминают месячные. Наибольший из выявленных кратеров находится в Арізоні в США. Его диаметр 1200 г и глубина 200 г. Этот кратер возник, очевидно, около 5000 лет тому. Найдены следы еще больших и давніших метеоритных кратеров. Все метеориты - это члены Солнечной системы.

Поскольку открыто немало небольших астероидов, которые пересекают орбиту Марса, можно думать, что метеориты - это осколки астероидов с орбитами, которые пересекают орбиту Земли. Структура некоторых метеоритов свидетельствует о том, что на них влияли высокие температуры и давления, итак, метеориты могли существовать в недрах разрушенной планеты или большого астероида.