Или существуют «надцивілізації»


Что же к тому спору вокруг картины мира, который наука и религия все-таки велели на протяжении многих веков, то по сути это всегда был спор о месте человека в мироздании. Сталкивались не просто две разных концепции строения Вселенной, а два противоположных світогляди.

По сути спор всегда точился вокруг того, или ствоц рено мир и человека богом, и или есть человек бесправным в этом мире, которым руководит божественный промыслы, или человек является продуктом натурального развития природы, существо, которое способное активно познавать и превращать окружающий світ.

Важная роль астрономии в формировании научного диалектико-материалистического мировоззрения предопределяется прежде всего тем, что знание о Вселенной представляют фундамент научной картины мира. И нет сомнений в потому, что роль эта в дальнейшем будет возрастать.

На протяжении многих тысячелетий жизни человека и человечества було ограниченное земными рамками. И хотя наши далекие предки занимались наблюдением светил, результаты этих наблюдений использовались исключительно для решения земных проблем.

Поняло, люди не могли не задумываться над тем, какое место занимают Земля и человечество в мироздании.

Тем не менее продолжительное время этот вопрос, как мы уже знаем, решалось в религиозном плане и только отдельные, передовые умы высказывали гениальные догадки о Земле и Вселенной.Постепенно с развитием науки в ум передовых мыслителей вызревало убеждение о том, что Земля - неотъемлемая составная часть мироздания. В зачаточном стане эту идею можно найти в произведениях древнегреческих философов, а в следующие века в работах Біруні, Улугбека, Коперника, Бруно, Галілея, Кеплера она достала дальнейший розвиток.

С появлением учения Коперника стало ясно, что наша Земля - это небесное тело, одна из планет Солнечной системы. Однако вся практическая деятельность человека еще продолжительное время была связано исключительно с Землей.

Особенно глубоко идея взаимосвязи земного и космического обсуждается и анализируется в исследованиях К. Э. Циолковского, О. Л. Чижевського и В. И. Вернадского. Судьба существа, т.е. человека, твердил Циолковский, зависит от судьбы Вселенной. Нужна такая высшая точка зрения. Узкая точка зрения может привести к помилок.

Под внешней средой, говорил Чижевський, мы должны понимать весь мир вокруг нас. Это означает, что существуют позаземні факторы, которые влияют, и возможно определяющим чином, на всю поверхность планеты, на ее атмосферу.

Аналогичные мысли высказывал и академик Вернадский. Геологические процессы, которые происходят на Земле, твердил он, предопределяются факторами космического порядка.

В середине XX век человек сумел, в конце концов, преодолеть земное тяготение и начать освоение космического пространства.

С появлением космических аппаратов мы не только стали обживать околоземное космическое пространство, а и привлекать космические явления в сферу своей непосредственной практической деятельности.

Глобальных и даже космических масштабов достигли и современные научно-технические свершения. Производственная и практическая деятельность людей начала существенным образом влиять на земную среду нашей жизни. И не случайно одной из важнейших проблем, которые стоят в наше время перед земной цивилизацией, есть проблема сохранения окружающей среды.

Все это, вместе взятое, дает основание твердить, что человечество вышло на новый уровень своего научно-технического и технологического развития,- оно все более большей мерой становится космической цивилизацией. Па этому уровни мы уже не можем не принимать во внимание то обстоятельство, что Земля - не отделенный, изолированный маленький мир, а неотъемлемая составная часть космоса. И мы все более глубже и выразительнее начинаем сознавать, что средой нашей жизни в широком понимании есть не только наша планета Земля и даже не только наша Солнечная система, а и вся наша Вселенная.

Современная наука выходит из необходимости целостного восприятия мира. А это означает, что мы должны рассматривать отдельные фрагменты окружающей действительности не изолировано один от другого, каждый сам по себе, а как единую систему. Системный подход, как мы уже не раз отмечали, помогает понять, из каких частей составляется целое и что представляет собой каждая часть в частности, а также выяснить, как эти части составляются в целое, как они связаны между собой, как влияет изменение любой из них на стан других и систему в целом.





Вернуться назад