АРХИТЕКТУРНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УКРАИНЫ С РОССИЕЙ


Из всех творческих загадок жизненного пути Зарудного одна выдается особенно трудной: каким способом и где он приобрел свое впечатляющее архитектурное мастерство? Большей частью в документах, которые касаются служебного прохождения выдающихся деятелей культуры, всегда случается один - или жалоба на неуплату денег, или просьба о благодарности за заслуги перед государством, где претендент извещает, сколько ему лет. До сих пор ни в одном подобном документе такое собственноручное свидетельство Зарудного мне не случалось, тому рик его рождение все еще остается неизвестным. Он умер в 1727 году. Едва ли он мог быть очень юным в 1690 году, когда мы его впервые видим в Москве как гонца самого Мазепы. Если предположить, что ему було тогда лет с тридцать, то приблизительная дата его рождения приходится на 1660 год, итак, на службу он вступил и строил Меншикову башню в расцвете сил, приблизительно в 41-46 лет, а умер в 67 рокив.

Если благоприятное предположение, что родина Зарудного Западная Украина, то он мог довольно насмотреться на декоративные приемы западно-украинских церквей и польских костелов, хорошо их выучить. Об этом, кстати, убедительно свидетельствует любовь Зарудного к декоративным штофам и шнурам с кистями как в ткани (рака Александра Невского, иконостас в Таллинне), так и в дереве (иконостасы в Петропавловском соборе и царская ложа в Дубровицях).

И не исключенное и непосредственное участие Зарудного в сведении зданий гетманской Украины как ученика, а потом и помощника таких мастеров, как Старцев или Аксамитов. Связь приездов гонца Мазепы с его супликами относительно принуждения Старцева закончить в Киеве церкви Братского и Миколопустинського монастырей, которые тот не достроил, также приводит к мнению о тесной пов'язанисть их обеих. Кроме того, сугубо украинский вид Микильськой церкви настолько выпадает из любых образцов московского строительства, которое хочется предположить участие в ее строительстве украинца Зарудного на правах ученика и вторая[...]

Как было бы важно, чтобы Академия архитектуры УССР серьезно и непосредственно занялась всесторонним изучением своего драгоценного архитектурного наследства, хотя бы с целью натолкнуться на некоторые следы возможного участия Зарудного в сооружении некоторых сохраненных до сих пор памяток. Может ли быть что-то вдячнише от этой задачи, способной, если выпадет удача, еще выше поднять значимость взноса Украины в русскую культуру?

(1954 г.)

Список использованной литературы

1. Грабарь И. История русского искусства. -Т.2.-С.396-400.

2. ЦДАДА. - Ф. 124. - Малоросийськи дела, 1700г.-Спр.83.-Арк.1.

3. ЦДиА. - Ф. Киево-Печерской лавры, дела общие. - Оп.1. - Спр.5. - Арк.43 (Сообщено Академией архитектуры УССР).

4. ЦДАДА. - Малоросийська экспедиция Сената. - Кн. 1765. - Арк.85.

5. Контракт на строительство церкви конца XVII века. - Из вечистой книги 1693 года// Киевская старина. - 1884. - Т.8. - С.423 - 424.

6. Холостенко М. Архитектура Советской Украины. - К" 1940. - С.22-24.

* Ошибка И.Землекопа. Глухивсько-Петропавливський монастырь содержится вблизи с.Будищи, за 20 км на юг от Глухова (Прим. ред.).

7. Историко-статистическое описание Черниговской епархии. - Чсрнигов, 1873. - К.З.-С.209-210.

** Ныне храм частично видреставровано (Прим. рсд.).

8. ЦДАДА. - Малоросийськи дела. - Спр.29; Держархив. - Розд. XXVI. - Спр.1. - 4.1. -№ 32. - 17 груд. 1705 года: "Архитектурных и каменных резных дел мастер Григорий иванив сын Устинов супликою просил отпустить его к Нежину, где он подрядился построить протопопови Павлу Васильовому сыну каменную церковь".





Вернуться назад