Архитектура между мировыми войнами

Главная - Архитектура - Архитектура между мировыми войнами

Конструктивисты были убеждены, что архитектурное произведение должен отвечать утилитарному назначению и в тот же самое время иметь свою художественную выразительность.

Немалый взнос в развитие архитектурного дела мижвоенного периода сделала советская архитектура.

Советский конструктивизм - передовое направление архитектуры периода между мировыми войнами, который имеет характер широкого коллективного движения, вдохновенное идеями Октябрьской революции. Поэтому это явление в советской архитектуре понималось не только как изменение самых архитектурных принципов, но и как движение за создание новой жизненной среды.

Из всей истории архитектуры в СССР только период конструктивизма представляет интерес в мировом масштабе.

Манифестом конструктивистской архитектуры стал проект металлической спирали, названной башней III Интернационала, В. Э. Татлина (1924 г.), который выражает совсем уникальные идеи в свое время и страны - конструкции понимались как доказанные к крайности выразительные средства.

В следующей фазе развития советского конструктивизма преобладали уже реальные задачи, рационализм и чистые линии. Звучат имена К.С Мельникова, И.И.Леонидова, братьев А А., Л.А., В.А. Весниних, «рекламуючих» честный и умный подход к решению архитектурных проблем.

В 20-х - 30-начала х годах для Запада конструктивизм был, прежде всего, архитектурным движением, параллельным поискам «пионеров современной архитектуры», системой формотворчости - и не больше того. Таким образом, конструктивизм стал своеобразным брендом, успешным «символом, который продается» на Западе, СССР для архитектуры мирового сообщества.Конструктивизм - архитектура революции, т.е. архитектура, которая ставит под вопрос все основания архитектурной традиции, архитектура борьбы. Также это архитектура радикального жеста, крика, который находится в состоянии полной воли от всякого рода условностей и правил, который имеет возможность разрешить себе поиски в любом направлении. И в свете Октябрьского переворота - это архитектура веры, которая стремится построить новый социум на основах справедливости и добрая.

В пислясталинський период конструктивизм стал осмысливаться как архитектура сопротивления, архитектура оппозиции. Характерно, что много проектов остались нереализованными. Проект становится важливиший самого здания. Ситуация нереализованности проекта казалась не недостатком, а, напротив его преимуществом. Конструктивизм в пизньорадянський период становится архитектурой андеграунду, не признанный и не понятный властью. Он успешно «покупался» на Западе, но исключительно на условиях ее нереализованности.

Русский архитектурный авангард и 1920-конструктивизм х - 1930-начала х лет составляют золотой фонд наследства «современного движения» в мировой архитектуре. В их числе и рабочие клубы архитектора К. Мельникова, и знаменитые коммуна^-коммуны-дому-коммуны, в том числе студенческое общежитие, построенное И. Николаевим в Москве. Большинство из этих домов встретят 75-свой пожилой юбилей, находясь в состоянии угрожающего износа конструкций, а много кто из них уже сейчас находятся на гране выживания. Наиболее трагический пример - дом бывшего Наркомфина архитектора М.Гинзбурга (1928-1930), включенный в 2004 г. Всемирным фондом памятников (World Monuments Fund) в список 100 памятников архитектуры, которые находятся под угрозой разрушения.

Абсолютное большинство 1920-домов х - 1950-х лет имеют статус памятников местного или регионального значения, которое на практике означает их незащищенность перед разрушительной разновидностью реконструкции, которая оставляет лишь или фасады полным перепланированием, которые грозится. В результате этих действий целый ряд выдающихся памятников теряет свою историческую и архитектурную действительность, а значит и потенциальную возможность быть включенным в Список Всемирного наследства ЮНЕСКО, что защищает от разрушения и перекручиваний.

Принимая во внимание значения русского архитектурного авангарда в международном контексте, учитывая творческие взаимосвязи, которые исторически существовали между архитекторами разных стран в тот период времени, становится очевидным, что речь идет не только о сохранении архитектурного наследства России, но и части мирового культурного достояния. Такие памятники как дом Центросоюза Ле Корбюзье, дом Наркомфина в Москве, ансамбль улицы Забастовок в или Санкт-Петербурге библиотека Алвара Аалто в Выборге и некоторые другие здания могут по правую считаться золотым фондом архитектуры «современного движения». Получила мировую популярность и архитектура 1930-середины х - 1950-х лет, в том числе знаменитые станции московского метрополитена, высотные дома. Тем не менее, русская архитектура ХХ столетие до сих пор не представлена в Списке Всемирного наследства ЮНЕСКО.