Архитектура ХиХ-ХХ столетий

Главная - Архитектура - Архитектура ХиХ-ХХ столетий

В конце XVIII и в XIX ст. украинский народ зазнаέ наиболее плохих дней царской русской реакции, которая постепенно, но решительно и жестоко, ликвидирует автономность Украины, кассирует войско, гетьманат целое автономное административное устройство. Национальный и культурный гнет отбивается в значительной мере и на художественной жизни.

Вместо свободного артистичного творчества появляются новые строения, деланные по шаблонным проектам, присланным из Петербурга и Москвы, не приспособленных не только к художественному вкусу украинцев, а и даже к пидсоння Украины. В конце концов в 1800 г. выходит приказ русской власти, которым совсем запрещается строить церкви украинского типа. Вместо того от середины XIX ст. появляются надоедливые церкви в псевдовизантийському и будто «московском» стиле. Но смотря на это, украинское творчество не угасает, приспосабливает шаблонные проекты к своему вкусу и дает ряд новых своеобразных творив.

Как отличие класичности, в начале XIX ст. приходит стиль ампир (из франц. «стиль империи»), который имел восхищение к спокойным монументальным формам римского образца, широких совсем тучных стен, округлых колонн т.н. дорийського ордеру, пивпольних окон и ступенчатых низких и тучных аттиков над колоннадой.

Однако и стиль ампир должен был сделать много поступок украинским строительным традициям, особенно в маленьких провинциальных палатах и домиках, где крыльца, галерейки и мансарды (сверх, что помещено под самой крышей строения) набирают своеобразных украинских черт. Из выдающихся украинских архитекторов этих пор можем вспомнить В. Ярославского в Харькове (дома в Харькове, на Харьковщине и Херсонщине) и А. Меленського в Киеве (Контрактовый дом, перестройка бурсы, развитие Подола 1811 г.).

Отныне более всего развивается городское строительство. Возникает целый ряд новых ратушей (Харьков, Полтава, Киев, Львов, Черновцы), что знаменуют собой последнее усилие самоуправления украинских городов. Все они квадратного заложення, с квадратной башней, простых и холодных масс и тучных понурых стен. Таким самым характером отмечаются триумфальные ворота, колони-пам'ятки, которые в то время любили ставить по случаю разных событий.

Одну из лучших колонн (за проектом, архитектора А. Меленського) было поставлено в Киеве в 1802 г. по случаю возвращения Киеву отобранного в конце XVIII ст. Магдебургского права и соединенной с ним самоуправы города (позднее, чтобы стереть всякие следы этого символа, русские правительственные круги стали называть колону памятником «Крещение Движении»).

В первой половине XIX ст. при новому административому делении Украины в стиле ампир возникает большинство государственных домов Полтавы, Чернигова, Киева, а на запорожских степях - Одессы и Херсона.

Последняя стадия класичности наступает во второй половине XIX ст. во времена царя Николая и, когда строения набирают особенно понурых и суровых форм, примером чего может служить дом университета в Киеве. Из церковных строений в стиле ампир более всего сохранилось на Харьковщине и особенно Полтавщине (Хорол, Ромны, Лубны, Пирятин, Прилуки).

В заложенни они преимущественно крещатой формы. Это, например, собор в Хороле 1800 - 08 гг., что близко стоит к давниших строениям XVII - XVIII ст., но лишь с одним средним куполом на округлом тучном под баннике. Из больших строений из этих пор походят соборы в Одессе, Херсоне и Кременчуге, которые принадлежат к течению академического классицизма, который начал плекатися в официальных технических школах России.

Довольно распространенным был также тип совсем округлых строений (ротонд) с колонами или без них, ярких ампирових форм, как церкви в с. Кукавци (1806) и г. Шатови на Подолье, Рождества на Подоле в Киеве (1809), «Аскольдова могила» в Киеве (1810), церковь Гощивського монастыря в Галиции (1842) и др. Преобразование классических образцов в украинском народном духе в большей мере оказалось на западноукраинских землях, как это, например, свидетельствует кафедральная церковь в Черновцах, построенная в 50-х годах XIX ст. на п'ятидильному заложенни с тремя куполами, подобно к буковинским деревянным церков.

От середины XIX ст. городское строительство жилого и общественного назначения в связи с господствующим в целой Европе утилитаризмом и меркантильностью проникается эклектизмом - мешаниной разных исторических стилей не только в разных объектах, а также в одном строении. Среди разных фаз эклектизма и разнообразных художественных направлений особенно распространяется т.н. венский неоренесанс. Общее архитектурное лицо наших головниших городов (даже независимо от бувшого австро-русской границы) - Киева, Одессы, Харькова, Львова, Черновцов, Перемишля, Херсона и даже Ростова и Катеринодара на Кубани - собственное завдячуе этой венской моде.В частности, в этом характере построенные большие городские театры в Киеве, Одессе, Льву и другие общественные строения по городам. Ривночасно в технике строительства на Приднепровье замечается постепенный пидупад, который особенно зусилюеться под конец XIX ст. Вещь в потому, что русская централистична власть в борьбе за овладение всех участков культурной и экономической жизни на Украине с особым упорством уничтожала украинское мещанство и связанное с ним ремесленничество, которое своими цеховыми организациями ставило немалое сопротивление централистичним стремлинням Москвы.