Латинский кафедральный собор в Льве

Главная - Архитектура - Латинский кафедральный собор в Льве

Латинский (Кафедральный) собор заложен в 60-х гг. XIV ст. Первым его строителем был львовский мастер Ничко, надзор за роботами вел Петр Штехер. Как и другие сооружения того времени, собор строился долго - вплоть до 1481 г. В 1404 г. вроцлавський мастер Николай Гансеке (иногда - Гонзага) перекрыл сводом алтарную часть; заканчивали его также вроцлавськи архитекторы Йоахим Гром и Амброзий Рабиш. Свод и две боковые часовни над хорами строил в 1493 г. Ганс Блехер.

2. Особенности архитектуры

Латинского кафедрального собора

Свой строительный путь Латинский собор прошел от готики через ренессанс к бароко, поражает на сегодняшний день своей красотой и блистательностью. В интерьере собора много ценных памяток: скульптура и резьба, фресковая роспись стен и сводов, витраже.

Характерной особенностью его планово-пространственной структуры выступает расположенный обабич боковых нав венцов часовен; к алтарной части храма примыкают лишь две симметричные часовни возле ее начал. Часовни со временем неоднократно перестраивались и практически потеряли первоначальный готический характер. Готические черты экстерьера храма скрывает отинькування стен из второй половины XVIII ст.

Это костел суровых и простых готических форм, а вместе с тем монументальных и величавых; на них отсутствуют декоративные оздоби, характерные для европейской готики. Своеобразным украшением храма служит ряд контрфорсив.

В стенах высокие стрельчатые окна, покрытые витражами. Эта алтарная часть осталась почти неизменной к нашему времени. Основная же масса храма была подданная коренным изменениям в более поздний времена. В храме сохраняются памятники мемориальной скульптуры XVI столетие: коменданту города Николаю Гербурту, созданный в 1555 году нюрнбергским мастером Панкратием Лабенвольфом, а также скульптуры богатых мещан С. Ганля и Б. Бзовського.Собор тринефний, с удлиненной пресвитериею. Основной объем (без алтаря и более поздний пристроек) приближенный к квадрату. К западному фасаду примыкает высокая массивная башня; вторая, южная, башня доказана только к уровню крыши. Формы собора суровые, величавые. Особое впечатление взыскивает интерьер с четырьмя высокими стройными колонами, на которые опираются стрельчатые арки и своды с готическими нервюрами. Нефы одинаковой высоты, которая характерно для храмов зального типа.

К XVIII ст. фасады имели открытое кирпичное мурування. После реставрации 1760-1778 гг. готические формы собора уступили перед модными толе барочными. Видоизменилась памятка не только извне, а и в интерьере.

Проект реставрации изготовил и осуществлял руководство строительными роботами талантливый львовский архитектор Петр Полейовський. Башня костела получила барочное завершение, к апсиде с двух стороны пристроены двухэтажные помещения, к западному фасаду - притвор: готические и ренессансные алтари заменены барочными.

Скульптуру к новым алтарям выполнили сницари М. Полейовський, I. Оброцький, Франциск Олендзький, а фресковая живопись на сводах и стенах - львовский художник-монументалист С. Стройнський. Во время реставрации разобраны многочисленные часовни, которыми «оброс» костел на протяжении XV-XVIII ст. Остались только ценнейшие, в частности Кампианив и Боймив.

Формы собора строгие, величавые. В них гармонично сплелись элементы готического и барочного архитектурных стилей. Краеугольный камень костела заложил в 1349 г. польский король Казимир Большой. В конце XIX ст. за проектами художников Я. Матейка, Ю. Мегоффера, Т. Аксентовича были изготовлены витражи, которые органически дополнили интерьер храма. Теперь здесь Катедра Львовская обряду Латинского.

Вывод

Размещение Латинского кафедрального собора - Львов, Катедральна площадь. Дата сведения: 1360-1479 гг. Строили: архитекторы П.Штехер, Й.Гром, А.Рабиш.

Характерной особенностью его планово-пространственной структуры выступает расположенный обабич боковых нав венцов часовен; к алтарной части храма примыкают лишь две симметричные часовни возле ее начал. Часовни со временем неоднократно перестраивались и практически потеряли первоначальный готический характер. Готические черты экстерьера храма скрывает отинькування стен из второй половины XVIII ст.