Архитектура и строительство 15-16 ст. в Украине

Главная - Архитектура - Архитектура и строительство 15-16 ст. в Украине

Ґром и Амброзиус Рабиш из Вроцлава, которые под надзором провизора Ґеорґа Шеллера закончили этот храм. Скупые родниковые свидетельства указывают, что оба мастера были приглашены к города специально для завершения костела и, наверное, не развернули в Льве более широкой деятельности, - во всяком случае ее следы не найдены. Из Вроцлава походил также еще один мастер, личный след которого в тогдашнем львовском строительстве оказался яскравишим, - Ганс Блехер, который завершил сводом западную часть приходского костела 9, а возможно также соорудил южную башню его фасада. К последнему предположению склоняет то обстоятельство, которое в 1489 - 1491 гг. он строил башню городской ратуши 10. Названные львовские строители силезького происхождения - последняя группа мастеров готической школы, зафиксированная на территории Львова. Подтвержденный источниками эпилог местной среды архитекторов поздней готики связан с активностью мастера Лукаса с Пряшева (t 1541), известного из своей деятельности в Льве и Луцке, где он по контракту должен был соорудить новый дворец и другие здания на территории Верхнего замка, но не завершил их 11. Тем не менее от 1543 г. в Льве документально удостоверенный первый мастер итальянского происхождения - Петр Итальянец 12, присутствие которого указывает на начало новых пор развития строительного дела на украинских землях, связанной с проникновением в Украину ренессансной строительной культуры, принесенной приезжими итальянскими мастерами большей частью пивничноиталийського происхождение.

Начатая еще перед серединой XVI ст. деятельность этой группы мастеров сыграла определяющую роль на следующем этапе развития архитектуры и градостроительство в Украине.

Вне Львова характерными образцами пизньоготичной костельной архитектуры выступают приходские костелы Святого Мартына фундаций семьи Гербуртив в Скеливци (Фельштин) и Новом городе, а также Тройцький костел в Нижанковичах. До 1481 г. принадлежит древнейшая часть - алтарь и нава - перестроечного в начале XVII ст. приходского Тройцького костела в Олеську. Характерным образцом костельной архитектуры в свое время выступает также замковая часовня в Бережанах на Тернопольщине с двумя достроенными в XVII ст. симметричными круглыми часовнями, преобразованными на мавзолей семьи Сенявських. 1545 г. сооружен Тройцький костел на территории Окольного замка в Луцке, близкий, как свидетельствуют описания, к Успенской церкви Зимненського монастыря. В Каменце-Подольском на переломе XV - XVI ст. сооружен доминиканский костел св. Николая, планировочная структура которого в найзагальниших чертах навязывает к схеме, известной с найраниших памяток готической архитектуры, посталих на львовском грунту.

и дальше продолжала развиваться так же не известная за аутентичными памятками деревянная костельная архитектура. На львовском грунту о ней вцилили скупые документальные свидетельства. Так, в частности, в скором времени после известного кровавого усмирения бунта подмастеров портняжного цеха (1491) его цехмайстри выстроили деревянный костел св. Анни.

Как отмечалось, деревянный костел существовал и на территории Киевского замка 1542 г.

К рассматриваемому периоду принадлежит найстариша сохраненная памятка религиозной архитектуры иудейской традиции в Украине - синагога 1532 г. в Сатанови. Особенности этого типа зданий определялись религиозными предписаниями, согласно которым основу сооружения составляло прямоугольное помещение, к которому примыкали приложению - для женщин и школы (хедер). Извне стены синагоги украшены декоративным карнизом.

На территории Крыма в рассмотренный период соответственно предписаниям, обязательным для культового строительства ислама, сооружались мечети. Ранние оригинальные памятки мусульманской религиозной архитектуры не сохранились.

Висновокв истории архитектуры и строительства на украинских землях период середины XV - середины XVI ст. выступает прежде всего как продолжение традиций предыдущей эпохи. Эта его роль особенно выразительно начерчивается в украинском церковном строительстве, хотя и довольно малоизвестному за конкретными сохраненными памятками, градостроительстве. Аналогичный характер относительно готического стиля имеет строительство западного образца как светское, так и церковное. Для готического стиля это был заключительный этап развития и время появления первых - еще одиночных - мастеров и сооружений итальянского ренессансного образца, за которыми, однако, было будущее. В оборонительной архитектуре это период появления могущественных замков прежде всего на Волыни и линии крепостей на загроженому со стороны татар Подолье и степной границе, которые не только выполняли оборонительные функции, но вместе с тем были центрами государственной администрации.

В общем контексте развития строительного дела в Украине это столетие закрепило дальнейший отход от традиций княжеских пор и даже разрыв с ними и усиление гравитации к Западу в русле найзагальниших тенденций эволюции тогдашней украинской культуры, прежде всего на тех территориях, которые отошли в состав Польского королевства - в подвластной Литве части украинских земель наблюдается выразительная связь с традициями предыдущего периода и их продолжение, которое нашло выражение прежде всего в очевидном доминировании деревянного строительства, впрочем, также оборонительного, тогда как влияния западной строительной системы здесь проявляются значительно меньше.