ДЕРЕВЯННАЯ ЦЕРКОВНАЯ АРХИТЕКТУРА ПРИКАРПАТСКОЙ ДВИЖЕНИИ


Что касается Венгерской Движении, то здесь почти не сохранилось уже церквей деревянного типа, а уцелевшие, за небольшими исключениями, все потиньковани.

С непотинькованих надо отметить церкви в Соли вблизи Кострини, на пути в Ужгород, и в Полянке недалеко Зборовой. Эта последняя целиком повторяет лемковский тип, в частности церковь в Черному, отличаясь от нее только причудливостью своих куполов, которые приобрели тот немецко-мадьярский пошиб, который мы видим в церкви в Грабе. Такую самую форму куполов имеет и потинькована церковь в Биловижи, возле Бардиева. Теперь это имело не единый на Венгрии образец давнего венгерского п'ятибанного храма. Объединение потинькованих стен с их деревянными кровлями дает иногда такие волшебные мотивы, которые мы видим в церкви одного из венгерских поселков, которые граничат с Галицией. Баньки здесь не приобрели еще банальный вид и за типом лучше напоминают бойкивськи палатки, чем выгнутые линии мадьярского бароко. В них не утраченная еще свежесть, они все еще дышат глубокой примитивностью и наивно-народным духом.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Мы далеки от мысли подать в этом очерке исчерпывающий образ розвою деревянной в церковной в строительства на Карпатах, как и не ставим цель сделай и и по крайней мере полный отбор всех наилучших образцов цьой в абсолютно еще не исследованной в искусства. Литература, посвященная прикарпатскому мистецгву, над то бедная на издание серой в ииукового характера и почти подряд состоит из ама юрских очерков с плохими иллюстрациями и часто явным образом неправильными сведениями, а для некоторых краев, скажем для Венгерской Движении, - ее не^-имеет совсем. При таких условиях не может быть и языка об осиаточни выводы или несхибни построения |...| Что же к свиглин прикарпатских церквей, которые мы здесь уместили, го все их предоставил нам сын славной в галицько-руського деятеля, покойника О.А.Маркова, - О.О.Марков, которому и считаем за свою обязанность составить ту и искреннюю благодарность за передачу как ли и эра и урной, так и богатого фотографического материала - большей частью его собственных свитлин, без помощи которых мы были бы не в возможности ориентироваться в такому сложному и имело исследованном вопросе.

2 Название „украйна", „украйнський" никогда не была официальной - ни за Польши, ни писля воссоединение с Москвой. Хотя она и случается иногда в актах XVII с юлитга, тем не менее до сих пор. еще не целиком выяснено, какие именно земли, населенные малоросийським племенем, охватывались в тех времена сроком и „украйна".

3 Св. Галл нашел в V столе пи один такий' языческий храм в Кельне, св. Оттон в 1124 году - другой такой самый в Штетгини, Оба храма были украшены чрезвычайно богатой резьбам в (Beissel S. Holzkirchen in Deuschland //Zeitschrift fur christliche Kunst Dusseldorf) - 1903. - № 2. - S:49); Не только в языческих времена, а и более поздний деревянное строительство процветало повсюду, из камня сводили только соборы и вообще сооружения, которые имели исключительное значение. Недаром об одного из французских епископов средневековья йои в нас иупник, для большей похвалы ему, говорит: „...Он был ревностный епископ и человек умелый в деревянному строительстве" (иьиd. - S.50).

4 Knotel P.Die Holzkirchen Oberschlesiens // Oberschlesien. - Kattowitz.. - 1902. - Н.4. - S.248). К этапе приобщена свитлини церквей в Микульй шюни - славянскому Микульчици и Ґеоргенберзи.5 Давниши буковинские церкви совсем другого типа, который очень напоминает „клитськи" церкви русского севера. Такая церковь стояла еще в конце прошлого столетия в Черновцах, откуда ее „через непригодность" было перевезено в поселок Каличанку [...|

6 Щербакивський В. Архи иек тура в рижних народов и на Украине. - Львов, 1910. - С.221. ,

7 Там само. - С.222.

8 За сведениями местного причета, она построена 1778 года.

9 Как сообщил парох, она построена 1676 года.

10 Существует пересказ, которое ее было вывезено зимой на санях из России. (Петрушевич А.С. О соборной Богородичной церкви вь городe Галичe. - Льву,, 1899-1904.-С.213 и дальше). Этот пересказ приводит к мнению, которое родиной такой формы купола; мола быть Южная Россия, и в частности Волынь. Такое предположение подтверждается полнейшей тождественностью дрогобицьких куполов с куполом (разобранной ныне) деревянного Благовещенского собора в г.Ковели. Изображение его помещены вместе с интересной статьей Ф.К.Волкова „старииниьие деревяииньйе церкви на Вольний", напечатанной в 1 томе „материалов по с историографии России" выданных Этнографическим отделом Музея имп. Александра III.-Ґпб., 1910.





Вернуться назад