ДЕРЕВЯННАЯ ЦЕРКОВНАЯ АРХИТЕКТУРА ПРИКАРПАТСКОЙ ДВИЖЕНИИ

Главная - Архитектура - ДЕРЕВЯННАЯ ЦЕРКОВНАЯ АРХИТЕКТУРА ПРИКАРПАТСКОЙ ДВИЖЕНИИ

Тип лемковской церкви, в сущности, немного чем различается от силезькой и, скажем, церковь из села Дубецького могла бы свободно стоять не на Лемковщине, а в Силезий. Некоторое отклонение от обычного познансько-силезького типа мы видим в церкви села Черного близ Горлиц,построенной 1772 года. Общий вид церкви благодаря наслоению четверней над центральной и алтарной частями храма предоставляет ей большей родственности с церквами Приднепровья, чем Силезий, и только ее башня-колокольня-башня выдержана в стиле силезьких, очень суживается кверху.

Немного отличный характер имеет другая лемковская церковь - в селе Грабе Ясельського уезда. Стоя на самой границе с Венгерской Русью, она представляет собой будто объединение силезького типа с мадьярским бароко, которое оказалось в необыкновенной причудливости куполов.

Когда въезжаешь из русского Подолья у Подолье галичское, то почти не замечаешь отличия в архитектуре деревянных храмов. Церковь Йоана Богослова в селе Княжполе Подольской губернии Кам'янецького уезда могла бы смело стоять и на Галиции, как могла бы стоять на русском Подолье церковь галичского села Ходорова.Отличие ограничивается только формой баньки, очень примитивной в Княжполе и вигадливишой в Ходорове, равно как ошатниша в церкви этого последнего и вся форма покрытия ее среднего восьмерика. Большинство гуцульских церквей построенная по плану латинского, неривнораменного креста, с одним куполом посередини. Таких церквей очень много близ Коломыи и Косовая. Типичным образцом гуцульского стиля может быть церковь в Микуличини, построенная в середине XIX столетие, но абсолютно тождественная с давнишими церквами в Быстрицы за Жаб'йм, под Чорногорою, на границе с Венгрией или в Одай вблизи Товмачика. Такие самые церкви стоят и в Кобаках, и в Старике Косови, и в Реке, и по всей Гуцульщини и Подгорью, а также по Буковине3. Характерной особенностью всех этих церквей есть форма их куполов; это - не просто низкая палатка, напяленная на восьмерик церкви, как мы видим в Княжполе, а палатка с ковниром. Похоже на то, как будто в своей нижней части он перехвачен мощным кольцом, которое крепко втисло его грани вглубь.

Этот способ хорошо известный и в Малоросий, и в таки Подольской губернии мы видим его особенно часто, например, в Михайловской церкви в Зинькови. Правда, она не одноверха, как большинство гуцульских церквей, а триверха, тем не менее и на Гуцульщини есть отклонения от основного господствующего здесь типа, и случаются церкви двоверхи, как, например, в Коршеви, триверхи, как в Трофанивци6, и даже п'ятиверхи, как в Товмачику и Княждвори вблизи Коломиг или в Тисьменици возле Станиславова. П'ятиверхи церкви гуцульского кшталту одинаковые по типом с п'ятиверхими церквами Малоросий и так же есть обычной трибанною церковью, только над северным и южным концами планового креста она поставлена еще по куполу, и, кроме того, все четыре конца креста не прямоугольные, а граненые. Такая самая п'ятибанна церковь есть и в городке езуполи возле Станиславова, но покрытие ее свидетельствует уже о новом, переходной тип*. Вместо обычных на Гуцульщини гранних палаток с ковниром, увенчанных небольшой банькой, палатки каждой с ее куполов будто присели, а банька, которая имела бы увенчивать их, выросшая в большой массивный купол. Трудно сказать, как возникшая эта форма купола, который комбинирует украинскую „баню" и московскую гранну „макивку", но верхи езупильськой церкви - далеко не одиночный пример такого покрытия куполов на Галиции.

Определенное объяснение происхождения такой формы может дать тот тип церкви, который распространен в центральной и северной Галиции, в так называемой „галичини Волынской". Почти все эти храмы трибанни, но их купола не имеют таких граненых палаток, как в Украине или на Гуцульщини, а набрали немного кругловатой формы. Такие церкви в Крехови, Глинському и в Лаврикови. Сюда же можно зачислить и красивую церковь в Малнови близ Перемишля9. Она также трибанна, с колокольней-башней, приставленной на больших столбах к западной стене. Алтарный прируб ее покрыт куполом такой отлогой формы, которая ее почти можно считать за палатку, от которой она отличная только немного заметной припухлостью своих граней. Этот купол имело чем различается от палаточного купола Ходоривськой церкви. Западный купол почти такой самой формы, а средняя имеет уже очень выпяченные стороны - направляется к форме украинского купола, но на пивдорози спиняеться и, вместо вытянуться в длинную шею, круто переходит к завершению, на котором посаженная короткая шейка, которая несет маковку.

Дальнейшее развитие типа мы видим в знаменитой церкви св.Юрия в Дрогобыче. Купола дрогобицькой церкви еще дальше, чем в малнивський, отошли от деревянной палатки - безусловно первичной формы покрытия -приблизились к украинскому куполу с ее характерной вытащенной формой10. Отсюда уже один шаг к „цибулястой" форме граненых куполов. езупильськой церкви. Все эти и церкви окружены галереям-опасениям с аркадами. Колокольня стоит отдельно от | церкви, отмечается незаурядной возвышенностью и причудливым обрамлением, Церковь св.Юрия внутри вся разрисованная красками просто по деревянным стенам. Будучи п'ятиверхою церковью, она, в сущности, трибанна,так как боковые прируби ее очень незначительные размерами, хотя они и предоставляют храму очень живописной привлекательности.Примером бойкивськой церкви упрощенного типа может быть церковь в Борини, в Турчанському уезде. Это одна из тех простых ячеек, из которых выросло со временем все нарядное искусство бойков. Она состоит из трех четверней, приставленных один до одного по одной линии с востока на мероприятие. Первоначальное покритт я такого примитивного храма составлялось, бесспорно, из простой четырехгранной палатки, которой накрывался каждый с трех зрубив.

В Боринський церкви палатки эти уже усложнились, и возле подножия их выросли короткие четверни, которые немного подняли церковь. Дальше бойкивський храмовой тип развивался в сторону увеличения количества ярусов, которое предопределялось таки стремлением создать храм „препишний" и"предивний", которое позвало к жизни деревянные храмы Норвегии и русского севера и которое диктовало, конечно, и приподнятые в небо линии готических строящихся храмов. Целиком викинчений и завершеный образец многоярусного бойкивського храма мы видим в Манови вблизи Лупкова, возле самой границы Венгерской России".

Кроме церквей с четвериковой основой и четвериковыми ярусами, есть на Бойкивщини и те, которые имеют четверни только в основе, а все ярусы поставлены восьмериками. Примитивный тип такой церкви мы видим в Силеци вблизи Самбора (1770 г.), а окончательно произведенными образцами этого рода есть подивугидни храмы в Ясене12, в Маточные и в Кривци - все три в Турчанському уезде13. Вот где самобытное искусство Прикарпатской Движении празднует высочайшее свое достижение! Здесь, в этих легко здийнятих к небу стройных сильветках храмов, в детской простоте их конструкции, которая предоставляет им подобия химерических игрушек, - оказался весь непреодолимый чар этого настоящего народного искусства.