ДЕРЕВЯННАЯ АРХиТЕКТАР ПОКУТЬЕ

Главная - Архитектура - ДЕРЕВЯННАЯ АРХиТЕКТАР ПОКУТЬЕ

Покутська народная архитектура издавна отмечается высоким искусством и своеобразностью. Стилевые признаки ее ярчайший выступают в культовых сооружениях, преимущественно в деревянных храмах. Хотя украинскому народови мастера прошлого наибольшей мерой обнаруживали свою любовь к прекрасному именно в строительстве и обрамлении культовых споруд.

Старинные церковные строения Покутья - ценные памятки деревянной архитектуры. В этих культовых сооружениях виддзеркалюються разные виды изобразительного искусства. На основе описаний церковных визитаторив с 1753-1756 г. установлено 60 гуцульских церквей. Все они были построены в ХVи - середине ХVиии ст. из дерева и определялись высокими архитектурными формами. Визитатори выделяют несколько видов церковой деревянной архитектуры. Это прежде всего, - трибанни церкви (Люча, Стопчатив, Молодятин, Березив Нижний, Березив Горишний, Текучая, Криво уровня, Белые Ослави, Печенижин), строения которых достигают начал ХVии и даже ХVи ст.

Именно покутськи плотник на протяжении ХVи-ХVиии ст. создали яркую и самобытную школу народного деревянного строительства. Деревянные храмы, построенные покутя нами отмечаются своими архитектруно-конструктивними формами и оригинальными деталями, элементами декора и особой гармонией пропорций. В этих зданиях воплощены высокие идеалы и художественные вкусы народа.

Вызывает увлечение церковь св. Михаила построенная из “разного дерева” в с. Печенижини, а также передмиська печет нежинская церковь Воскресения. Она отмечается найдосконалишими пропорциями и чрезвычайно гармоническими формами.

Когда рассмотрения разные роды деревянного строительства, то понимается, наиболее богатая, мастерская и с художественной стороны наиболее ценные церковная архитектура к которой народный гений вложил целую душу, творческое стремление.

Первый тип строений, который не тяжело различить между другими, состоит из трех срубов и обычно с трех башен перекрытых ступинчасто-пирамидальними перекрытиями. П'ятизрубни крещатые деревянные строения - это второй характеристический тип украинских деревянных строений, которые еще в большей мере дают примеры большого мастерства. Более всего крещатых п'ятизрубних церквей было на Покутье, которое знаемо своей мастерство и запрятаньем архаических форм. Планы покутських крещатых строений имеют несколько отличий - 1. когда средний квадрат значительно больше четырех боковых квадратов или прямоугольников (Княжь двор) 2. боковые срубы такой самой длины как средний (Коршив).

Известные также покутськи п'ятизрубни церкви с тремя куполами, например. Трофанивка, Яворов круг Косовый, построенная мастером Лесем Ковбачуком, также Тыловая (пов. Снятин). П'ятизрубни церкви с пятью куполами на Покутье редкие и отмечаются чрезвычайным мастерством выполнения и викинченистю деталей: Княжь двор, Верб овец, Коршив. П'ятизрубни встречаются строения в районе Городенки.

Еще одну памятку храму открыто на бывшем укрепленном городище в с. Олешкив Снятинського района на высоком береге г. Прут во время раскопок археологом Б.Томенчуком. Остатки открытых фундаментов считает досидник, е фундаментами дерв'яного храма Хии-Хиии ст. Уникальное сооружение имело форму восьмигранника диаметром 20 г с тремя описания дамы с востока. В середине найдены остатки пола составленной с керамических палив'яних плиток треугольной квадратной и фигурной формы с изображением орла и грифона. Под полом выявлено около 25 погребений, которая подтверждает культовое назначение храма.К рогу на Коломыю, которая идет от Кременцив ведет по самым живописным местам этой части Карпат. На реке Прут часто завстречают водопади, скалисти обрывы гор придают ландшафту фуровисть. Возле села Микуличин, слева дороги, стоит небольшая колокольня ХVиии ст. с очень выразительным силуэтом. Несомнительно, что этот маленький шедевр сделан талантливой рукой.

Невысокий открытый нижний сруб колокольни охватывает широкое опоясання на крантейнах, а над ним поднимается очень низкий, всего три бруса, четвирик. В йього кровлю будто врезанный двухъярусный объем - “висьмирик на волшебнице”. Аркада звонов, которая находится в верхнем ярусе, накрытая куполом с энергичным, упруго обрамленным перехватом у основы и увенчанный лихтарем.

В селе Ямная, тоже слева дороги находится храм архангела Михайла и колокольня ХVии-ХVиии ст. Небольшая колокольня, представляет собой композицию “четверка на четверке” формы ее строгие, а силуэт сухой. Храм Михайла в плане решен как ривнокинечний крест - все его срубы одинаковой ширины. И потому в его общей конструкции важное место отведено боковым помещением. Хотя центральный квадрат очень низкий, а шатров его купола крутой, он хорошо в'яжиться с четырьмя объемами, которые осталась. Благодаря этому в пространственном восприятии церковь приобретает пирамидный силуэт. Внутренняя среда храма тоже решено особенно - здесь все пять помещений одинаково просторные. Небольшой иконостас находится в центральном срубе, вышивка и старые иконы предоставляют интерьеру оскорблений музея народного искусства.