ДЕРЕВЯННАЯ АРХиТЕКТАР ПОКУТЬЕ

Главная - Архитектура - ДЕРЕВЯННАЯ АРХиТЕКТАР ПОКУТЬЕ

Охрана памяток истории и культуры на Украине стали одной из актуальных проблем настоящего. Необходимость возрождения национальной культуры, реставрации памяток архитектуры еще острее явилась после провозглашения суверенитета Украины 1 декабря 1991 г.

УКРАИНСКАЯ ДЕРЕВЯННАЯ АРХИТЕКТУРА

Украинская деревянная архитектура имеет тысячелетние традиции. На протяжении многих возрастов в процессе беспрерывного развития и усовершенствование отбираются найдоцильниши приемы и формы. Именно они легли в основу черт народной архитектуры. И именно в этой архитектуре с наибольшей силой оказался строительный гений народа. Народная деревянная архитектура, как и народное искусство, во все времена были теми животворными источниками, откуда черпали вдохновения много выдающихся художников. К сожалению деревянные сооружения не долговечные. Поэтому в областях, где вражеские нашествия и войны огневым потом прикатывают по нашим городам и селам осталось очень мало памяток деревянного строительства. Народные мастера большей частью ставили деревянные церкви на таких местах, где бы они гармонично дополняли ландшафт. Большое умение избирать места для сооружений с давних времен переходило от поколения до поколения. Поэтичность деревянных украинских церквей воспел Т.Г.Шевченко -

А онде, онде за Днепром

На пригороде, будто часовенка

Казацкая церковь небольшая

Стоит со склоненным крестом

К сожалению, об этих шедеврах украинского народного гения знает не так уже и многие люди. А сохранить их бывает очень тяжело - дерево материал неустойчивый и довольно неосторожно бросить папиросу или спички, чтобы замечательная памятка национального искусства исчезнувшая навеки.

Поэтому в тех областях, где вражеские нашествия и войны огневым потоком прокатывались по нашим городам и селам, памяток деревянного строительства осталось очень мало. В горных районах Карпат их уцилило значительно больше, но и здесь они нуждаются в тщательной охране. Украинские деревянные церкви очень разнообразные и за своими формами и за художественной образностью. В каждой историко-географической области составлялись свои стилистические особенности. Тем не менее всем украинским деревянным сооружениям присущие и общие черты. Для украинской архитектуры характерные перепады крыши, так называемые “золоми”, что иллюзорно повышают внутри высоту сооружения.Сохранились памятки ХVи-ХVии ст. религиозного культа. Например колокольни. Колокольни относятся обычно отдельно от церквей, временами даже в значительном отдалении от них. Лишь в тех местностях которые были в соседстве к Западу строили колокольни вместе с церковью (Лемковщина, отчасти Бойкивщина, Закарпатье, Слобожанщина). Хотя старейшие сохраненные образцы деревянных колоколен походят с начала ХVи ст. (Поты лич), но ряд данных указывает на их давнюю местную культуру, которая достигает пор готики. Знаем также, что на Украине церкви и особенно монастыри приспосабливались к оборонительным целей не только в средневековье но и в столетиях ХVи-ХVиии.

Сохраненные образцы деревянных колоколен, особенно в Западной Украине, говорят об особой давности архитектуры форм - большую, как формы самых церквей, возле которых они стоят.

Конструкция колоколен бывает двух родов - старшая - рубленная из брусьев или виблекив, сложенных в поземном положении, и новиша, которая встречается чаще, - слупово-хрещата.

Позднее, основной тип колоколен, который мы очертили выше, по мере распространения на целой Украине часто упрощался, а размеры колоколен уменьшался. И вместе из тем в руках народного мастера эта простая схема приобретает необычно большое разнообразие форм. Пропорции масс бесконечно меняются. Форма их необычно разнообразная - квадратная, с напивкруглим. елипсним или шестиугольным окончаниям, треугольная, пятиконечная, шестиугольная, округлая, елипсна, в форме сегменту, пол эллипса и т.д. Квадратные колокольни, побильшуючи свои размеры и количество этажей, временами вырастают в составе архитектурные композиции с широким описанием, прекрасно резными колонками и крытыми галерейками, которые в свое время были распространены в городских домах. Образцом таких роскошных строений могут служить колокольне ХVиии ст. в Печенижини (пов. Коломыя), Ясеници Замковой (пов. Самбир), а также на Волыни, Киевщине и Полтавщине.

наметить историческое развитие церковного деревянного строительства тем тяжелее, что в разных местностях встречаются некоторые отличные типы строения, - изменение форм не везде наступало одновременно в зависимости от мировых стилив.